январь, 2022

понедельник03января20:0022:00Онлайн собрание в ZoomСпикерская, Женя М., трезвый с 28.12.1988 годаТЕМА: Что такое, Программа выздоровления20:00 - 22:00 Посмотреть моё время

Вход и подробности

Детали собрания

Россия, Москва

Домашняя группа: Успокойся

ТЕМА: Что такое, Программа выздоровления

Всем привет, ребята. Меня зовут Женя – я алкоголик. Что-то я начал поначалу расстраиваться, что ведущего не будет, никто вести не хочет. Думаю, куда я попал вообще, что тут происходит…Потом я вспомнил, что мы все алкоголики, здесь никто не получает денег за то, что он делает, и это в общем хорошее место, потому что здесь тем не менее вопросы решаются, собрания проходят, кто-то этим зумом занимается, откуда-то берутся люди и так далее.

Вот, собственно, я и хотел поговорить сегодня о том, как это все работает, но не с точки зрения наших традиций – это наверное тема отдельного разговора. Потому что тогда тема называлась бы: «Что такое Анонимные Алкоголики». Но я заявился на тему: «Что такое программа выздоровления». Хотя, должен признаться, что я не люблю тематических выступлений, как-то они мне задают рамки и сужают, но в последнее время я часто сталкиваюсь с тем, что, приходя на собрание или появляясь онлайн, я как-то вижу, что сегодняшние анонимные алкоголики, 33 года спустя, они другие, чем были для меня энное количество лет назад. Не то, чтобы они стали хуже, но они стали не совсем понятны мне. Но что-то с этим надо делать. Я не эксперт в этой программе. В идеале я представляю себе, как это работает и я могу делиться мнением своим, опытом, но не факт, что это мнение и опыт отвечают собственно действительности. Понимаете?. Потому что я все равно вижу через свое видение- такой вот мой кусочек реальности, остальное для меня в общем остается в тумане. Это я ко тому, чтобы вы не воспринимали меня, как человека, который знает ответы на все вопросы и может сказать кому что делать. Нет, я Слава Богу не такой источник информации)))

Тем не менее, я действительно больше 33-х лет с 23-го декабря нахожусь в Анонимных Алкоголиках, вернее скажем пришел то я в октябре в 88-м, пару месяцев побыл трезвым, потом сорвался, и потом вернулся в Программу. Но именно с 23-го декабря я остаюсь трезвым. И это не мне аплодисменты. Ну пришел чуть пораньше. Смысл в том, что это правда хорошая Программа и она работает. И если она сработала для меня, то может сработает также и для другого. Потому что, если кто-то, например срывается постоянно, или кто-то не может понять, как ему уцепиться за эту трезвость, или вообще это определение – работа по программе, может восприниматься таким образом, что оно не дает результата. То есть вот работа есть, а результата нет. Я скажу свою точку зрения на этот счет, может кому-то это будет полезно.

Если говорить о себе, как об алкоголике, то я свою последнюю рюмку выпил в 25-летнем возрасте. Сегодня мне 58, в этом году будет 59, если доживу и не запью)) То есть большую часть жизни я все-таки не пил. Но до прихода в Анонимные Алкоголики, если там кто-то сомневается….Я настоящий алкоголик. Я не умею управлять этим. Если пью, то очень быстро напиваюсь…И у меня такой ранний быстрый и тяжёлый случай алкоголизма. Потому что, напившись в первый раз лет в 15, я к 18 годам уже страдал алкогольной депрессией, навязчивыми мыслями о суициде, пробовал одеколон, и у меня были первые признаки белой горячки. А в 22 года я уже попал в наркологическую больницу с диагнозом хронический алкоголизм 2-й стадии, пробыл там 4 с половиной месяца, вышел с препаратом «торпеда» внутри – был такой. Через 2 недели опять начал пить, спустя год снова оказался в этой больнице и последние 4 года перед приходом в Анонимные Алкоголики, я периодически пытался как-то бросать пить, пытался приостанавливаться, в общем, но жизнь моя катилась под откос. Я из тех алкашей, кто пил суррогаты, из тех, кто знает, что такое переночевать на улице, в подъезде, на вокзале и так далее…Не знать, где будешь ночевать – это вот мое. Я говорю в общем стандартные фразы, они у меня уже как-то обкатались, отточились, но вот как-то говорится так мне сейчас. Это про то, что наверняка вы это все от меня уже слышали. Но нельзя 33 года рассказывать свою историю и не повторяться.

И вот в 88-м году в октябре месяце я услышал в состоянии еще запоя по радио выступление другого алкоголика Саши, по сути он делал свой 12-й шаг. И он пригласил, по сути, меня на первое мое собрание. Я написал ему письмо, там был адрес, признался в том, что я алкоголик, попросил помощи, и через 2-3 дня я был на своем первом собрании. Мы там познакомились с этим Сашей, еще встретил несколько русских ребят. К тому моменту первая группа в Советском Союзе существовала где-то около полугода. Потом, спустя время, почему -то оказалось, что она образовалась раньше. Оказалось, что начало плохо кто что помнит. В Америке было то же самое. Отсчитываем 10 июня рождение Анонимных Алкоголиков, а по последним выкладкам и исследованиям, получилось, что никак не мог Доктор Боб протрезветь 10-го июня. Но условно считается эта цифра, и неважно, равно как и рождение Анонимных Алкоголиков отсчитывается с 87-го года, хотя в 87-ом ни одна группа еще не собиралась. Но никто не лжет, как очевидец, мы были все пьяные в самом начале, почти никто не дожил до наших дней, поэтому можно рассказывать все, что угодно)) Я всего лишь маленькая единичка, которая там что-то видела….Во всяком случае, когда я пришел, мне сказали, что группа собирается полгода уже, что называется она «Московские начинающие», Был у нее лидер Джей Кенси американец. Там я еще встретил замечательную американку Джулию. Она как раз вот тот человек, кто после собрания обняла меня и даже заплакала, говорит: «Как хорошо, что ты пришел». А мое выступление было очень коротким. Я назвал себя алкоголиком, попросил помощи, сказал, что не знаю, что мне делать, но надеюсь, что они помогут мне. У меня было 2 дня трезвости. И потом я 2 месяца ходил на эти собрания, мне очень нравилось, я всем рассказывал про АА. А спустя 2 месяца я напился так же легко, как легко оставался трезвым, ну и после 3-хнедельного запоя 23 декабря я выпил свою последнюю рюмку и, по сути, с того момента считаю начало своей трезвой жизни. Это мой день рождения. Я не считаю, как некоторые, дни или месяцы, но тут кто как хочет. Для меня важная единица измерения – это год. Почему это важно — не потому, что это говорит о том, что я какой-то крутой, потому что я пришел на это собрание, не обладая никакими исключительными способностями, которые помогли бы мне преуспеть в этой трезвости. В этой программе больше, чем другим людям. Это, наверное, первый миф, который надо развеять. Эта программа не требует специальных способностей. Понимаете, вот для того, чтобы выступать в театре, нужны способности. Для того, чтобы играть в футбол. Нужны способности. Даже для игры в домино нужны способности. А для программы АА не нужны. Здесь не надо быть особо умным, шибко образованным, начитанным, уметь сильно здорово писать…Эта программа работает даже если у вас карандаш в кулаке и букварь вы искурили наполовину после того, как половину с трудом прочли. И такие люди приходят, с трудом умеющие читать. Мне правда их жалко, когда им дают письменные задания в изобилии – мне кажется, что для них это главное препятствие тогда. Некоторые читают по слогам и тем не менее люди выздоравливают. Эта программа не требует каких-то профессиональных навыков, социальных связей, она не требовательна ни к полу, ни к возрасту. Ни к национальности. Потому что алкоголизм универсален — он подходит всем людям. Потому что люди всех сословий, всех вероисповеданий, всех наций болеют. И соответственно программа должна быть тоже универсальной и доступной большинству людей. И это очень важно для меня, потому что, придя, я был слишком может быть молодым для того, чтобы называться настоящим алкоголиком, может быть еще слишком сохранным, потому что я хорошо в принципе выглядел. Хотя бедно жил, но старался за собой более-менее следить. И некоторые из моих даже знакомых понимали, что у меня проблемы с алкоголем, но слово алкоголик на уста не ложилось.

Но тем не менее я пришел, и после того, как я вернулся в АА я стал относиться к этой Программе с большей ответственностью. Большей серьезностью, потому что поначалу мне казалось, что главное в Анонимных Алкоголиках – это ходить на собрания и не пить первую рюмку, ну и соблюдать программу одного дня. Мне казалось, что это очень простые решения и что моя проблема в том, что я одинокий человек, что меня никто не понимает, что я ни с кем не могу обсудить свои проблемы. И вот пожалуйста — вот мои новые друзья, и теперь мне казалось, я все решил. А потом так же легко пришла мысль о выпивке и уже там после этого срыва я понял, что этого недостаточно. То есть если говорить о том, чем является программа АА, то для начала нужно сказать, чем она не является. Программа Анонимных Алкоголиков не является посещением групп, хотя в Сообществе Анонимных Алкоголиков – группа — это форма его существования. Иначе как мы узнаем, где они собираются, как мы можем найти тих людей. Но посещая собрания, я еще не выздоравливаю. Огромное количество людей посещает достаточно большое количество собраний и тем не менее пьет. Собрания есть, а Программы нет. И если уж говорить о важности групп, то это необходимая часть, потому что если я не хожу на эти собрания, тогда меня спонсирует моя голова. Как мы говорим, тогда я остаюсь один на один со своими проблемами и тогда никакая программа, прочитанная в книге не поможет мне оставаться трезвым. Мне нужен контакт с себе подобными. Поэтому, конечно, в АА очень важно общаться с такими же, как я, брать опыт тех, кто ушел дальше, и отдавать тем, кто еще пока, может быть, испытывает проблемы, какие-то решает, а какие-то нет еще. И вот мы делимся опытом, силами и надеждами. Конечно, это некая социальная групповая модель, но это не психотерапия. Тоже важно.

Вот есть такое объяснение Бога через то, чем Он не является. Вот Бог не это, не это и не то. Вот и у меня сейчас такая аргументация от обратного. Чем не является Программа Анонимных Алкоголиков Она не является Клубом по интересам. Часто говорят: «Клуб Анонимных Алкоголиков». Нет, это не клуб, это не место, где мы знакомимся, устраиваем связи и проводим свободное время. Она не является психотерапией, потому что здесь нет психотерапевтических методик, нет терапевта, который ведет. Равно как спонсорские отношения не являются заменой психотерапии индивидуальной.

Это не религия также точно, несмотря на то что здесь много говорится о Боге в нашей книге. Это светская программа – она духовная, но светская. Потому что, как у нас написано в традициях «…не связана ни с какой религией, вероисповеданием и ни с какой сектой…». А о Боге можно говорить и в миру, ничего страшного. Знаете, что на американских деньгах написано: «С верою в Бога», при этом церковь отделена от государства в Америке. Там в этом смысле само упоминание о Боге там встречается в Декларации о независимости — и это не делает этот документ религиозным. И деньги не становятся более религиозными. У нас в книге много написано о Боге, но мы говорим об этом потому, что таков наш духовный опыт — что Бог делает для нас то, что мы не могли сделать сами для себя. А вот индивидуальное понимание Бога оставляется каждому человеку на его усмотрение. Это важное понимание. Что это все же светская программа и здесь нет места религиозным дискуссиям, хотя у каждого человека могут быть свои убеждения, можем ссылаться на свой религиозный опыт в том числе. Но мы не зовем своих подопечных в свою церковь. Это не место, где мы вербуем неофитов.

Ну а что же собой представляет эта программа с точки зрения выздоровления от алкоголизма? Этот вопрос особенно актуален, когда у нас появляется потребность или желание помочь тем, кто только пришел, новичку. И этот вопрос появляется у спонсоров — что отдавать, куда звать, что делать вместе, книги читать, задания давать какие-то письменные?

Давайте вернемся к основам все-таки, постараюсь не увязнуть в этой истории… Когда основатель программы Билл Уилсон протрезвел, то протрезвел он, собственно, не потому, что он посещал собрания. Хотя он был на собрании Оксфордских групп. Не потому, что он делал какие-то задания, и не потому, сто он читал какую-то книгу, самой книги ведь еще не было. И Эбби — его друг, не давал ему никаких письменных заданий. Единственное, что он сделал инвентаризацию людей, которых он обидел, на которых сам был зол, и согласился восполнить причиненный им ущерб. Но там не было никакой писанины. Более того, всю свою программу, согласно историческим данным, Билл сделал за 9 дней, пока лежал на детоксикации в больнице. И выйдя с этого госпиталя, он никогда больше не пил. Другое дело, что он активно помогал другим алкоголикам, он писал эту книгу, он написал много другой литературы. До конца своих дней он создавал Анонимных Алкоголиков, как Сообщество, то есть он служил этому Сообществу всей своей жизнью. Он больше никогда не работал, в начале трезвости были у него попытки что-то заработать, потому что он по специальности был биржевым брокером Брокером называть не совсем корректно — он был специалистом по тому, что собой представляет рынок, консультантом по инвестициям оп сути дела, и на этом зарабатывал очень хорошо. Но когда он протрезвел и стал служить АА он перестал быть финансистом, он стал человеком, который старался помочь как можно большему числу страдающих от алкоголизма. Я почему про это рассказываю? Потому что хочу сказать, что основатель Программы – он не был адептом этих шагов, скорее создавал само Сообщество. Хотя и шаги тоже. Его упрекали, например, его соратники, что он что-то не пишет, что-то не делает, что много рассказывает о традициях, но не говорит о том, как он пишет 10 шаг. На что Билл отвечал: «Я собственно никогда и не заявлял, что я лучше вас». Он получил достаточный духовный опыт для того, чтобы пробудиться. Выйти за рамки своего эгоцентризма и начать думать о других. Понимаете? Вот это ключевой момент! То, что изначально зацикленный на себе человек, изначально человек, который считал себя в каком-то смысле непризнанным гением, кумирами которого были политики, финансисты, вдруг преображается и выходя из больницы он думает о тысячах других алкоголиков, которые так легко могли получить то, что получил он.

Если возвращаться к себе. Знаете, я пришел в АА без всякой мысли кому-то помогать. Я пришел, потому что я услышал весть. Я услышал, что трезвость может быть более радостной – это, кстати, одна из причин, по которой я не хотел кодироваться, потому что я понимал, что это будет пыткой. Длительная трезвость сводила меня с ума — вот что еще делает меня алкоголиком. Что такое длительная трезвость? Мой персональный рекорд — это 3 недели без алкоголя, а потом я снова начинал пить. И всегда, когда я начинал пить, я начинал с облегчением, потому что мое состояние в течение времени не улучшалось, а только ухудшалось – я становился все более нервным и раздражительным. Уже потом я узнал, что вот эта алкогольная абстиненция может быть очень длительной. Есть люди. Которые годами страдают от желания выпить и, не позволяя себе это делать, страдают от жалости к себе и ненависти к другим. И на этом многие начинают пить. Я начинал пить, еще раз скажу, с облегчением. Мне нужно было какое-то другое решение. И вот когда человек мне по радио сказал, что трезвость может быть другой, что она может быть более приятным состоянием, не таким мучительным, я очень захотел это испытать на себе. Понимаете, если бы он рассказывал, что в трезвости хорошо у меня — машина есть или у меня работа есть, я могу на свидания ходить трезвым — мне это все было неинтересно бы, потому что я и так знал, что без водки моя жизнь была бы лучше. Просто, как жить без водки я не знал. И эти люди сказали, что можно жить трезво и при этом не сходить с ума от тоски и жалости к себе. Поэтому я пришел и поэтому я вернулся потом, потому что эти 2 месяца в АА развернули меня – я увидел, что можно жить совсем по-другому. Можно быть среди тех, кто тебе близок, можно быть полезным другим людям, хотя знаете, я не особо тогда был озадачен помощью, но у меня были идеи, как помочь своей девушке бывшей, которая пила, как помочь своим друзьям пьющим. Я прямо мыслил себя человеком, который будет активен. Я считал, что буду теперь анонимным алкоголиком, которого все будут знать, который станет известным, который поможет человечеству. В этом, конечно, много было эгоцентричного, но что-то во мне происходило, что-то во мне страгивалось там, вот эти заржавевшие колеса, которые долгое время, когда я жил в каком-то скрюченном состоянии, во мне начало что-то расправляться. Какая-то работа получилась, стало получаться.

 И вот когда 23-го декабря я обратился впервые к Богу за тем, чтобы остаться трезвым, потому что другой алкоголик передал мне этот опыт. Он сказал о том, что рано или поздно алкоголь станет сильнее и рядом не будет анонимных алкоголиков и группа не побежит тебя спасать, ты будешь наедине с бутылкой. И тогда все, что тебе может помочь — это Сила, большая чем алкоголь. Я тогда не понял, я это понял, когда впервые в жизни стал молиться. Потому что он сказал: «Попробуй. Если ты этого не делал, то возможно это вообще твой единственный шанс». И я думаю, что благодаря той рекомендации я выжил. И после 3-х дней запоя пришел к другому анонимному, покаялся в своем срыве и сказал, что хочу оставаться трезвым. То есть программа начинается с очень простых вещей. Негативного опыта выпивки, когда я устаю от того, что я больше не хочу пить. То есть наш первый шаг – это вся наша пьянка, затраты, потери, вытрезвители, больницы, увольнения с работы, вот это все мой первый шаг. Рано или поздно критическая масса превышает возможность переносимости – я не могу больше терпеть то, что происходит, я больше не могу с этим жить. Мне нужна помощь. И тогда я либо иду в больницу, либо пытаюсь сам справиться. И когда это не получается, то я опять пью. И мне предлагают новый выход. Мне говорят: «Надо выходить на уровень выше. Тебе нужна помощь Силы, превышающей твою собственную. И это не люди». Анонимные алкоголики могут быть неким символом этой Силы, даже ее практическим выражением, потому что через этих людей я получаю что-то, но не они эта Сила. Хотя несколько трезвых алкоголиков сильнее, чем один пьющий, разумеется.

Мне нужно искать Силу, превышающую мою собственную. Вот в этом суть. По сути дела, если вот это все сложить, получится, что что мне нужно, чтобы прийти к начальной трезвости: признаться себе в том, что я погибаю, признаться в том, что я страдаю и не могу это решить. Не обязательно называть себя алкоголиком, понимаете, можно назвать себя человеком, который проблемно пьет, проблемно пьющим человеком. Я не умею пить без проблем. Кому в общем это слово – алкоголик, как-то оскорбляет, то вы — проблемно пьющий человек да. Но проблема здесь суть в том, что я эту проблему не могу решить сам и это говорит о том, что я болен. Если я проблему не решаю и продолжаю делать то, что приводит к этим вот последствиям, значит я болен. Если я признаю это, значит мне нужна Сила ресурс, но прежде, чем я обращусь за силой мне нужно захотеть протрезветь. Понимаете? Вот, что важно.

 Я сейчас, наверное, немножко в сторону отойду. Опять про то, чем Анонимные Алкоголики не являются. Я в самом начале сказал, что за время моего пребывания в АА они сильно изменились. А в чем они изменились? Дело в том, что когда я пришел в АА, в Советском Союзе тогда в качестве альтернативы была только наркология и все. Все! Наркология и психиатрия – больше не было ничего. Даже психология частная только зарождалась, как жанр, ее практически не было. Помощь можно было получить только в государственных учреждениях. И я ее получал. И стоял на учете в наркодиспансере. И это давало мне временное облегчение, это давало мне временную ремиссию. Но это не меняло сути вещей. Я выходил и снова начинал пить. Сегодня мы имеем совершенно другой мир, мы живем в мире, в котором в одной только Московской области возможно 50 или больше реабилитационных центров частных, в которых эти шаги уже декларируются, как истина. Вот люди взяли шаги Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, и стали их давать, как некую модель, на которую надо опираться. И понимаете еще в чем дело…Я не хочу ругать систему реабилитации. Потому что я уверен, что те, кто меня слушают сейчас, очень многие из вас проходили через ребцентры. Потому что сейчас это нормальный путь человека, то есть попасть в ребцентр, получить там весть и потом прийти. Я могу только надеяться на то, что в ваших этих заведениях не сильно вас били этой Большой книгой по голове и не сильно навязывали вам то, что вы алкоголик. Потому что, чем жестче эта весть доносится, тем больше мы ей сопротивляемся. И к анонимным алкоголикам это никакого отношения не имеет, потому что реабилитационные центры – это место, где на вас зарабатывают деньги. Это бизнес, коммерция. С одной стороны, это полезные вещи, но с другой стороны, для кого-то это деньги, поэтому, поскольку основная цель любого коммерческого предприятия – это извлечение прибыли, соответственно, тот кто эту прибыль приносит должен как можно дольше оставаться клиентом. Поэтому главная задача консультанта в ребцентре – это удерживать этих пациентов для того, чтобы они продолжали платить. И это, скажем, с точки зрения этики, очень сомнительная история. Я считаю вообще, что хороший ребцентр должен быть либо бесплатным, либо получать дотации, либо на государственной снове существовать. Но это рынок. На нем нужно зарабатывать. И я сам сотрудничаю с этой системой, сам работал. И продолжаю иногда читать лекции, проводить какие-то занятия, ну мне тоже надо себя кормить. Другое дело, что я стараюсь не смешивать эти вещи. Реабилитация, где лежат те еще пока, кто новичками еще даже стать пока не готов, и анонимные алкоголики, где все делается бесплатно, добровольно и где в основе все-таки лежит не психотерапевтическая помощь, а духовный опыт. Я протрезвел в анонимных алкоголиках, а ребцентры – это место откуда приходят новички. Но беда в том, что новички, приходящие, это люди с сильно промытыми мозгами зачастую, люди, которых в течение многих месяцев заставляли писать эти шаги причем, шаги уже не делаются, шаги пишутся, а потом сдаются. А консультант говорит принимает он этот шаг или не принимает. И вот здесь у меня начинают волосы шевелиться, потому что на мой взгляд — это настолько далеко от того, что придумали Билл с сотоварищи, что может подмениться на противоположность. И когда такой алкоголик выходит с ребцентра, ему говорят ходить на собрания. И он все что угодно наобещает лишь бы уйти. И может быть он даже зайдет на группу, вот как-то тоскливо стало, он привык на группы ходить…Приходит и ему говорят: « Тебе нужен спонсор, нужно шаги писать». Он говорит: «Ребят, да вы озверели?!?Я лежал там год, писал эти шаги несчастные, вы хотите, чтобы я опять шаги писал? Вы че идиоты что ли? Я еще за бесплатно буду это делать…» На самом деле просто человеку отбили уже всякое желание, он должен еще к этим шагам подойти. И часто эти люди приходят к шагам после срыва или нескольких срывов. Часто у таких людей бывает очень трудный заход в АА, потому что они неосознанно даже из анонимных алкоголиков делают реабилитационные центры. Про то, чем программа не является – это не реабилитация. Почему? Потому что здесь не работают с мотивацией. Здесь не работают с теми, кто не хочет бросить пить. Иногда родственники алкоголиков воспринимают АА, как такой вариант бесплатной амбулаторной реабилитации, куда можно притащить алкоголика. Если денег нет и тут им будут заниматься. Не будут, я вас уверяю. Если будут, может быть, то только по собственному желанию. Пожалуйста. Но я никогда не работаю с алкоголиками, которые еще для себя не решили хотят ли они бросить пить. Я эти вещи узнаю, чем раньше, тем лучше. Понимаете? Потому что программа АА – это по сути дела, система, в которой духовный опыт, нами обретаемый, целительный, он приведен в некий упорядоченный вид. А что такое духовный опыт? Это опыт того, как Бог делает для нас то, что мы не могли сделать для себя сами.

Это программа духовного роста. Но она не подразумевает насилия. У нее есть определённые ограничения. Она должна быть бесплатной и абсолютно добровольной. Здесь не удерживают людей против их воли. Здесь никто не будет уговаривать – хочешь пить, иди пей. Это часто кстати родственников разочаровывает. И поэтому очень важно понимать, что если алкоголик пришел к нам под давление от жены, мамы или от работодателя, неплохо бы, чтобы он все-таки ответил для себя на вопрос хочет ли он оставаться трезвым, готов ли он сделать для этого все, что потребуется. И если у него есть сомнения, то пожалуйста пусть приходит. Я 2 месяца не собирался бросать пить и поэтому напился в конце концов. И только когда я принял это решение у меня стало получаться. Я и раньше возможно принимал решения, у меня не было решения отказаться от алкоголя совсем, я просто пробовал не пить и смотрел, что из этого получится, я как бы продолжал торговаться со Вселенной. Из серии – если мне трезвость понравится, то я возможно останусь трезвым. А если не понравится, то у меня всегда есть, как у шпиона ампула яда в воротнике и всегда ее можно раскусить и отъехать.

 И поэтому я такой «олдскульный» товарищ. Для меня самое главное, что произошло в выздоровлении, оно произошло, благодаря работе по книге «Анонимные Алкоголики». Я пришел к этому не сразу. Несколько лет ходил на собрания, делал фрагментарно какие-то шаги, частично 4-й, как-то 5-й от каких-то тайн избавлялся, частично 9-й какой-то ущерб возмещал. Но системы не было. И периодически я про эти шаги вообще забывал и просто ходил на собрания. Возможно, это не худший вариант, потому что я оставался трезвым, но к работе по шагам я пришел в состоянии очень серьезной затяжной депрессии. И выздоравливающая алкоголичка из Америки Кэти Трэнчел дала мне обратную связь – она сказала мне: «Может быть проблема в том, что ты просто не делаешь эти шаги, хотя много про них говоришь. Может быть тебе надо соединиться с этой программой? И когда тебе надо пройти по этой книге с наставником и сделать все, что там написано – это программа действий. Это не программа разговоров. Это не философия, это не какое-то моральное учение. Просто пройди по книге». Она подсказала мне человека, и мы начали работать, по-моему, в 93-м году, то есть 5 или 6 лет трезвости было. И тогда у меня начало это работать в том смысле, что я не просто оставался трезвым, а мне начало по-настоящему нравиться то, что со мной происходит, у меня появилась энергия и пришло понимание, что же мы все-таки делаем с другими алкоголиками. Как только у меня появлялся мой опыт мне сразу хотелось его отдавать.

 И вот на сегодняшний день, если у меня появляется новичок, я опираюсь, прежде всего, на эту книгу. Она была моим учебником, я не стал фанатом этой книги, хотя меня иногда обзывают «большекнижником». Я не стал каким-то адептом таким знаете, что хожу везде и книгу везде пропихиваю. Читаю, например на реабилитации- нет. Я ее читаю только с теми, кто хочет и кто готов, кому-то интересно. Если человек не готов или не хочет, я, как написано в этой книге, не надо навязываться, преследовать его. Поэтому из большинства обращающихся людей на самом деле остаются единицы. Почему? Да потому что по-настоящему выздоравливать особо не всем интересно, как оказываться. Интересно найти таблетку, какую-то псевдопсихологию за бесплатно в моем лице, интересно действительно какие-то упражнения психологические, задания какие-то бесконечные писать. Но это не мой опыт. У нас в книге «Анонимные Алкоголики» нет никакого приложения в виде письменных заданий, это все самодеятельное творчество. В основном это вся история, вынесенная из реабилитаций.

И тогда возникает вопрос, а как же мы делаем эти шаги, что мы предлагаем делать новичку? Очень простая практика на самом деле. Вот приходит новичок, я предлагаю ему просто прочитать эту Большую книгу, потому что так написано в главе «Работая с другими». У меня часть отваливается уже, не сумев дочитать эту книгу до конца, или даже не взявшись за нее. Но таким образом проверяется мотивация. И никогда не уговариваю, предлагаю и дальше, если человек прочитал книгу, то там написано, что надо встретиться и обсудить. Ну сейчас встречи – это дело роскошное, тем более что люди могут общаться из любой точки мира, то мы просто разговариваем. Как отозвалась книга, что он там нашел для себя, что принял, что не принял. Потом я говорю: «Давай, если ты готов, то будем работать». И мы начинаем работать по этой книге. Что значит работать? Я делаю так, как меня научили. Предлагаю читать кусочек какой-то, ну главу, например, находить в ней определённые вещи для себя. И подчеркивать их. И когда мы потом обсуждаем это, мы как бы заново прочитываем и человек рассказывает мне, где и что он нашел, я показываю какие-то еще места. Это всегда такая достаточно полезная история. Опять же, в этом процессе не все идут до конца. Кто-то, большинство останавливаются где-то ближе к 4-му, либо на 4-м шаге. Потому что 4-й шаг – это первая, по сути, письменная работа, потому что в голове все-таки табличку не составишь. Но еще раз. Я не даю письменных заданий, применительно к первым трем шагам. Я не понимаю, что там можно писать. Ну по 3-му шагу собственную молитву записать, почему нет? По второму шагу в какие сферы я Бога не впускаю. Но это необязательная история.

Знаете, разные люди требуют разного подхода. Но вот мой опыт – чем меньше писанины, тем лучше. И часто люди. Которые обращаются за помощью, говорят: «Ну дай мне какое-нибудь задание». Видимо вот та привычка, чтобы за заданием успокаиваться, она видимо играет какую-то роль. С моей же точки зрения, обретение духовного опыта – это не писанина. Когда человек пишет, он отвлекается. Возможно, от чего-то, переключается, возможно, мозг очищается. В течение первых лет трезвости я вел дневник — просто описывал прожитый день. Это не был 10 шаг, я просто изливал на бумагу свои состояния и мне это помогало не сходить с ума. Но я не даю это, как задание другим. Я просто рассказываю об опыте и говорю: «Если хочешь можешь писать дневник, и мы потом можем обсуждать, что с тобой происходит». Но в этом смысле я совершенно не директивен, потому что я не знаю, что для этого человека будет правильным. Я подсказываю, рекомендую и никогда не говорю: «Если не будешь писать, то не надо со мной общаться». Нет. Хотя я предлагаю иногда что-то сделать на опыте, например, человек говорит о каких-то сложностях на работе, что он допустил нечестность, что-то стащил, делится со мной. Я говорю: «Ну что надо сделать? Вернуть это и, если хочешь это взять, попроси просто, или не бери, потому что это не твое. Это будет честнее, а у тебя будет опыт смелости». Вот на таком уровне я даю рекомендации. Если же человек говорит: «Я не смог, я тихонечко подсунул, вернул, но обсуждать не стал ни с кем». Я говорю: «Ок. ты понимаешь, что с точки зрения уважения к себе, твоей самооценки, каким ты себя видишь?». Он говорит: «Ну надо мной страх еще имеет власть свою». Я говорю: «Да. И значит тебе нужен Бог, потому что мы все зависим от своего страха».

По сути дела, на мой взгляд, основная задача наставника – это все-таки построить отношения так, чтобы человек нашел Бога внутри себя. Меня часто укоряют в этом и говорят, что я делаю программу слишком религиозной. Но, знаете, я ее не делаю более религиозной, чем она написана в книге «Анонимные Алкоголики». Потому что Бог там встречается на каждой странице. Потому что еще раз и еще раз, когда мы говорим о Боге, мы имеем в виду ваше личное представление о нем. И меня часто спрашивают подходит ли эта программа атеистам. Я говорю: «Конечно подходит.». Во-первых, настоящих атеистов я практически не встречаю. Крайне редко. Мы живем в мире агностиков, потому что атеист – это человек, который может аргументировано отвечать, что называется «за базар», привести какие-то обоснованные доказательства своего мировоззрения, объяснить почему он так думает. И это не является препятствием для того, чтобы выздоравливать. Просто под словом Бог он понимает некий Абсолют, что-то другое.

Ключ здесь – это поиск Силы, превышающую силу алкоголя. Ты атеист- ок. Но ты алкоголик. Значит алкоголь управляет твоей жизнью. Ты подчинил свою жизнь алкоголю. И твой бог – это алкоголь, он сильнее тебя. И хочешь-не хочешь, хоть Маркса читай, хоть Достоевского, но что бы ты не читал, какую бы чечетку не плясал — ты все равно напиваешься. Это говорит о том, что есть что-то сильнее тебя, чем ты не управляешь. А что нужно? Найти силу, которая больше алкоголя. И это не ты, ведь ты не справляешься же. Вот понимаете, постепенно мы идем к поиску силы, не к религиозному мировоззрения. А что это за Сила? Может быть, какие-то иррациональные идеи. Ну Павка Корчагин почему-то строил узкоколейку с иррациональной идеей освобождения всего пролетариата понимаете? И это делало его сильным. Это очень духоподъёмная книга. То есть для того, чтобы быть духовным человеком вовсе необязательно исповедовать религиозную идею, но у вас должен быть Абсолют, которому вы можете себя подчинить. Если мы берем убежденного атеиста, то он всегда подчиняется, например, духу человеческого разума, науке…Он все равно подчиняет себя более высоким понятиям, потому что для него важны честь, порядочность, верность, преданность долгу своему, например. Это все понятия, которые выше его, потому что их культивирует внутри — он им подчиняет себя.

Дальше вопрос – могут ли эти понятия быть настолько сильными, что они могут тебя подчинить себе, стать сильнее, чем твой алкоголизм. У некоторых, кстати, могут. А для некоторых нет. Тогда продолжаем искать. И тогда появляется интересная вещь – ну может быть ты просто попробуешь, допустишь, что…Еще раз — в основном мы не имеем дела с атеистами, а имеем дело с агностиками. Это люди неопределившиеся. Они отказываются говорить о Боге, потому что типа это не доказано. На самом деле они верят в вещи, которые ими до конца не осознанны. Они верят в то, что любая их проблема может быть решена денежной суммой – это вера во власть денег. Они верят в то, что для того, чтобы долго и хорошо жить надо правильно питаться и поддерживать тело в порядке, то есть они верят в бессмертие через фитнес, через власть здорового образа жизни, питания, чистый кишечник и так далее. То есть они верят, что здоровье поможет им жить долго. Это тоже такая детская вера на самом деле. И они верят в то, что они должны нравиться другим людям. Поэтому они собирают лайки и очень сильно зависят, когда им говорят, что они нравятся или не нравятся. И вот эти три ложных бога управляют человечеством на самом деле. Представляете, а как в это дело встроить Бога? Поставьте его выше всего того. Что такое вера настоящая? Это когда у вас появляется абсолютное выражение того, во что вы верите, и оно выше денег, выше сиюминутных вещей, выше вашей красоты, внешности, привлекательности, успеха в вашей жизни. Это еще выше. Есть некая высшая идея, ради которой вы просыпаетесь по утрам. И то точно не про прокормить ваших детей, что-то еще более высокое, еще более сильное.

И вот ответ на этот вопрос – это часть программы. И я не думаю, что про это можно что-то писать. Хотя, наверное, полезны всякие задания, но в общем я не очень верю в то, что писанина избавляет нас от чего-то кроме времени, чернил и бумаги. Хотя некоторые вещи можно написать, чтобы было что обсуждать. Но еще раз. Я не верю в силу письменных заданий. Я верю в духовный поиск. Я верю в пытливые вопросы, верю в попытки человека обратиться к небу с этими вопросами и сказать: «Бог, если ты есть, пожалуйста помоги мне убедиться в Твоем существовании». Если это делается достаточно искренне, у человека может появится откровение невероятной силы, потому что нечто похожее с Биллом произошло. Он же тоже был агностиком и скептиком таким. Он не объявлял себя неверующим, но со скепсисом относился к любым попыткам научить его верить. Он был похоже из тех людей, как и я, которые хорошо относятся к Богу, но мне не нравится Его фан-клуб. Честный поиск Бога…И заметьте, у нас эта история в книге тоже декларируется. Нам не говорится, что для того, чтобы протрезветь, мы должны поверить в Бога. Нет. У нас говорится, что у алкоголиков нет эффективной психологической защиты против первой рюмки. За редким исключением. Ни сам алкоголик, ни кто-либо другой, не могут обеспечить такую защиту. Она должна исходить от Высшей Силы. Там говорится о защите, исходящей от Высшей Силы. И еще нам говорится, что то, о чем говорят алкоголики на своих собраниях – каждый из них рассказывает историю из своей жизни своими словами, со своей точки зрения, описывает путь, приведший его к общению с Богом. Это показывает суть нашего братства изнутри и дает четкое представление о том, что в действительности произошло в жизни этих людей. Поэтому я описываю свой путь к Богу. Я предлагаю это путь другому человеку пройти. Не мой путь, а его. Потому что Богопознание – это для каждого отдельного человека своя история.

Я не знаю в чем смысл жизни. И я не специалист по Богу. Я тот человек, который к Нему пришел. И это становится возможным, потому что мы верим в Бога не потому, что мы встречаем Его лично. Мы верим в Него, потому что мы встречаем людей, которые к Нему пришли и их жизнь стала другой. И нам хочется иметь то, что они имеют. Ну и по сути, дальше, если вот эта трансформация произошла, как с Биллом, дальше мы можем делать свои шаги, которые позволяют нам углублять и расширять этот духовный опыт. Часто люди спрашивают, что это значит, это все время про Бога думать, что ли? Может быть. Может быть оно и полезно. Но есть люди, которые в этих размышлениях о Боге додумались до такого абсурда, что пошли в общем дальше пить. Это деятельность – действия. Мне нужно исследовать свою жизнь с моральной точки зрения, разобраться со своими претензиями, создать инвентаризацию своих страхов, сделать инвентаризацию своей сексуальной жизни. И во всем этом мне нужен Бог. Книга все время отправляет меня к молитве, показывая мне, что я не могу сделать ничего без Его помощи. Как говорит Ликерман: «Это программа тотального бессилия». В каждом шаге я могу иметь прогресс только если я делаю его с Божьей помощью. Так мы учимся смирению.

 В пятом шаге мне нужно рассказать свою жизнь другому человеку, поведать ему все то, что раньше было в моей собственной власти как бы, но это меня угнетало. Мне надо избавиться от тайн. Мне надо начать обсуждать свои дефекты. Мне надо говорить с другим человеком о каких-то темных стремлениях моей души. Мне нужно перед кем-то открываться. И это может быть не один человек, но хотя бы одному человеку я должен начать говорить.

Шестой-седьмой шаги – это работа с дефектами характера. Еще одна ошибка – думать, что мы здесь переделываем себя или мы становимся лучше. Мне очень нравится выражение: «Я не плохой человек, который становится лучше, я больной человек, который выздоравливает. Мне не надо быть хорошим для того, чтобы быть трезвым. Но мне важно, как написано в нашей книге, учиться быть более полезным для других, потому что мне важно быть хорошим инструментом в Божьих руках. А для того, чтобы быть хорошим инструментом, мне надо избавляться от всего того, что мешает мне быть полезным. Мои дефекты – это не то, что я ленивый, несобранный или поздно ложусь спать, или никак не могу перестать на девчачьи попки заглядываться…Это не проблема. Просто я живой человек – это мои особенности. Моя проблема в том, когда у меня не хватает времени на моего подопечного, или когда я веду себя слишком резко или слишком грубо, или слишком оценочно, или когда я злюсь и лишаю тем самым человека своей помощи, потому я начинаю разговаривать с ним так, как будто я его разгневанный родитель. Вот это мои дефекты. Мои дефекты – это высокомерие, это ощущение себя более значительным, чем остальные люди… Могу ли я хоть с одним из них справиться? Нет. Мне нужен Бог. И поэтому 6-7 шаги они про смирение, про поиск Бога, применительно к моей собственной личности. И это 2 абзаца в книге большой. Я знаю, что есть письменное задание, но когда я слышу, как алкоголик говорит: «Ну вот мы сейчас 3-й месяц шестой шаг разбираем», то я не понимаю, что там делать, что там разбирать. Это работа ежедневная. Ну разбирать там можно один раз в процессе 4-о шага, если что-то обнаружили, дописали в список недостатков. Но это не то, что мне надо постоянно обмусоливать, потому что получается я тогда остаюсь зацикленным на себе, жалеющим себя, депрессивным, унылым человеком, который все время что-то делает с собой. Зачем? Нам нужно делать что-то по отношению к другим. Потому что пока мы занимаемся этой программой, Бог даже иногда незаметно для нас убирает эти дефекты. И с течением времени мы обнаруживаем, что страдаем гораздо меньше. Соответственно другие люди тоже.

Восьмой-девятый – это возмещение ущерба. То есть возместить то, что я делал по отношению к другим. Сначала создаю список, преисполняюсь желанием через молитву, а потом посильно начинаю это исправлять. Какие-то вещи разовые, какие-то на постоянке и так далее. 8-9 й про них можно долго рассказывать. Уже на уровне 9-го шага я вижу в анонимных алкоголиках и в самом себе несколько других людей, чем те, которые только пришли в Сообщество. Почему они не новички? Не потому, что они много написали. А потому что у них есть опыт, которого не было раньше. Это люди, которые взяли на себя крест, которые повзрослели, потому что в каком-то смысле выздоровление от алкоголизма равняется обретению личностной зрелости – взрослости, то есть когда человек начинает осознавать свою ответственность за то, что он делает в этом мире, как он себя проявляет. В том числе и на собраниях. Поэтому что когда я слышу, как человек с 10-ю годами трезвости рассказывает на собрании, как он ругался с женой и просит поддержки у всей группы, то новички в недоумении на него смотрят. Думают наверное: «Это че мы через 10 лет будем такие?». И это история не про то, что не надо рассказывать, а история про то, что надо думать, о чем ты рассказываешь. Возможно, историю про то, как ты ругался с женой надо рассказать спонсору. А на группу ты приходишь не для того, чтобы слиться и постараться облегчиться, это же не сортир вокзальный, где мы пред дорогой облегчаемся, а это место, куда приходят новички. Поэтому мы можем говорить о проблеме только с двух сторон: либо я страдаю от нее, либо я решаю эту проблему. Если я страдаю — я новичок я в начале, либо мне нужно окружение людей сходных по сроку трезвости, которые не пострадают от моей откровенности. Либо я делюсь тем, как у меня получается, что я делаю, как работает программа. Потому что моя задача – это вдохновлять других людей, помогать видеть в этой программе ресурс, путь и решение для себя. Поэтому у меня есть свой принцип, как я выступаю на собраниях. Я не очень часто говорю о проблемах, за редким-редким исключением. У меня есть спонсор, которому я могу позвонить и сказать, что у меня не получается, у меня есть друзья, которым я могу рассказать о проблемах своей жизни. И мне необязательно все выносить на группу. Фраза: «Кто молчит, тот торчит» или « Мы больны ровно настолько, насколько мы не высказались» — на мой взгляд вранье. Точнее это полуправда, а иногда полуправда хуже откровенной лжи. Почему? Да потому что некоторые люди привыкли трындеть и в пьяной, и в трезвой жизни, подобно мне…И не заткнуть если их, то они будут говорить всю группу под видом выздоровления. Если высказывание не стоит для вас никаких усилий, то оно для вас бесполезно. Самые ценные высказывания – это когда человек открывает сердце. Когда человек впервые в жизни говорит: «Я алкоголик и у меня проблемы, которые я не знаю, как решить, и мне нужна ваша помощь». Когда мы задаем тон группе: «Ребята, у меня серьезная ситуация и может быть у вас есть какой-то опыт, как ее решить?». Супер! Тогда никто не может говорить о проблемах, потому что мы ищем решение, а не проблему. И группа становится очень позитивно заряженной.

 Ну с 10-11-ым в общем понятно. Это те вещи, которые помогают мне не вываливаться из программы, наблюдать за собой, наблюдать, где я совершаю ошибки, вовремя их исправлять и продолжать искать Бога. Не знаю, читать литературу религиозную, ходить в церковь, общаться с верующими, может быть участвовать в церковных таинствах, если ваша религия предполагает. Может быть читать литературу, связанную с выздоровлением. Я, например каждое утро прочитываю кусочек духовной литературы и кусочек какой-то литературы АА. Это недолго длится, но это хорошо помогает мне настроиться, скажем на молитву. Поэтому какое-то время мне нужно тратить, чтобы стать анонимным алкоголиком заново. Это простые вещи.

Двенадцатый шаг – это то, как мы несем весть. Есть люди, которые для этого очень хорошо приспособлены, либо это служение на благо других. Не у всех есть дар слова, но в общем есть люди, которые очень хорошие организаторы. Берут на себя ответственность, несут, может быть, незаметные маленькие служения. Вот раз появляется чай, расставлены стулья, пол помыт. Это же всегда кто-то делает. Кто-то договорился с арендодателем, в очередной раз деньги перечислил, чтобы нас не попросили. Вот благодаря всем этим людям анонимные алкоголики существуют. Это тоже 12-й шаг. И вот здесь очень важно понимание, что когда я выхожу на 12 шаг, как человек, имеющий опыт всех этих шагов, то я уже не совсем тот алкоголик, который пришел в эту программу растерянный, зацикленный на себе, депрессивный персонаж, у которого трезвость, если какая-то и есть, но она очень ненадежная. Я теперь человек, через которого идет опыт, сила и надежда. Я человек, который свидетельствует о том, что выздоровление возможно. Я человек, благодаря которому у других людей появляется надежда, желание жить, может быть, новые вопросы появляются, может быть люди, благодаря этому понимают, что они давно не звонили своему спонсору, или давно не обращались к шагам. А у кого-то возникает вопрос: «Блин, че он все время про эту книгу говорит? Может быть пора почитать ее?». Может быть пора…

Вот это, наверное, главное, что я хотел сказать. Простите, задал очень глобальную тему, и я не смог с ней справиться, потому что похоже надо было взять чуть поменьше задачу. Ну как смог, как получилось. Простите, если иногда звучало как лекция, это моя профдеформация. Надеюсь, все-таки недалеко я уходил от персонального опыта. Ну и надеюсь, что это было не самое скучное собрание в вашей жизни. Спасибо, что пригласили и что послушали.

Вопрос: Жень, такой вопрос от Натальи. Как вести себя с партнером, который еще пьет, но мне не хочется с ним расставаться?

Ответ: Вы знаете, у меня никогда не было партнера, который бы пил. Я рад бы с вами поделиться, но мне бы про собственный алкоголизм. Но когда я протрезвел, я жил с сестрой, и муж у нее пил. Я ушел просто оттуда. Но это конечно другая история. С сестрой взрослой расстаться проще, чем с любимым мужчиной. Не знаю, как вам быть. Может быть сосредоточиться все-таки на собственной трезвости. Что в нашей книге написано? Важно понимать, что мы трезвые не потому, что что-то другие делают правильно или неправильно. Наша трезвость зависит только от наших отношений с Богом. И если вашим приоритетом будет трезвость, то возможно Бог или какие-то люди, возможно женщины другие подскажут, как вам быть с вашим партнером. Потому что если бы это была моя ситуация, если представить, что это например жена моя пьющая….У меня была история, когда у меня жена ушла в запой, но мы с ней тогда расстались. И потом со следующей женой тоже мы 7 лет прожили, потом у нее срыв случился, но опять же уже когда мы расстались. Я один раз увидел ее пьяной и понял, что это совсем другой человек и мне стала мама ее звонить и просить отобрать ключи от машины, чтобы она не разбилась. Но я сказал: «Вы извините, но я не буду этого делать ничего. Ну что я буду контролировать ее, запирать. Ну это вы все делаете успешно. Я могу просить ее никуда не уезжать, попросить ее остаться. Но драться с ней и отнимать ключи я точно не буду». Может быть, я сделал неправильно, но она все-таки уехала и не разбилась, и мы не виделись с тех пор. Сейчас она трезвая, все с ней в порядке, все хорошо. Но для меня очень важно понимать, что мы можем быть полезны другому алкоголику только при условии его желания. Еще раз. В АА не работают с мотивацией. Мы работаем с теми, кому нужна помощь. Потому я спрашиваю хочет ли человек бросить пить, нужна ли ему помощь. Если нет, не хочет и помощь не нужна, то тогда вам надо собственную жизнь организовывать. Извините за прямую рекомендацию. Но я поступил именно так. Если кто-то меня осудит в этой истории, то может быть вы и правы, потому что моя сестра старшая умерла от алкоголизма в конце концов от тяжелейшего цирроза печени. Но я до сих пор думаю, что я не был властен над ее алкоголизмом. Некоторые вещи приходится просто принимать. Как говорил один из русских святых: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Сфокусируйтесь на собственном выздоровлении и, возможно, тогда вы станете более полезной вашему мужчине. Простите, больше ничего не могу сказать.

Вопрос: Спасибо большое. Макс спрашивает тебя: «Я был в реабилитации 7 месяцев, после был огромный стресс. Срываюсь постоянно. Как остановиться?» А дальше он написал, что он первый день трезвый и очень нуждается в помощи или спонсоре.

Ответ: Брат, я могу все, что сказать, если ты первый день трезвый – это прекрасно. Дальше задается вопрос сможешь ли ты оставаться в трезвости сам без посторонней помощи? Если нет, то возможно лучше все-таки лечь в больницу, не в реабилитацию, а в клинику, чтобы врачи помогли и пригласить кого-то из АА к себе, чтобы люди с тобой поговорили, пообщались. Возможно, ты найдешь себе спонсора. Но для начала тебе надо понять, как тебе протрезветь, потому что первые анонимные алкоголики даже ставили условие новичку, что сначала он должен пройти курс детоксикации. Он должен сначала полежать в больнице хотя бы несколько дней, чтобы из крови ушел алкоголь. И тогда, когда сознание прояснится, можно принимать, что в твоем пьянстве реабилитация не при чем. Ты там был без желания бросить. Реабилитация сама по себе не хорошо и не плоха. Я, конечно, качу на нее бочку. Но только в том плане, что из АА пытаются иногда сделать какой-то род бесплатной реабилитации, чему я всячески противлюсь. А сама реабилитация очень многим людям жизнь спасает. Я же неспроста сотрудничаю с этими организациями. Но со своей точкой зрения. Так что брат давай. Я хочу, чтобы твой первый день стал вторым. Главное найди возможность остаться трезвым физически. Возможно, тебе нужны 4 стены и доктор сейчас, потому что на 1-2 день трезвости при нашей болезни очень часто начинается белая горячка, психозы. И тут, конечно, сначала надо спасать задницу, а уже потом ищем какие-то другие способы оставаться трезвым.

Вопрос: Можно ли назвать программу духовным внутренним развитием, а отстранение от алкоголя духовной моральной и этической трансформацией?

Ответ: Я понял, о чем вы говорите. Вопрос зачем вам это надо? Вы работу какую-то научную пишите или вам надо куда-то вставить определения? Вы меня сейчас используете как редактора. Нет, я не буду этого делать. Называйте, как хотите, лишь бы для вас это работало. Я не хочу спорить о словах. Если вам кажется это достаточным и убедительным, то почему нет? Просто я выражаюсь немножко проще. У нас в книге, как написано? Изложенные принципы являются руководством на пути прогресса. Программа 12 шагов – это руководство на пути прогресса выздоровления от алкоголизма. А всякие другие смыслы, которые вы добавляете, наверное, тоже хорошо. Проверяйте всегда ваши определения, будут ли они понятны людям с низким уровнем образования, потому что ваше определение очень интеллектуально. Будут ли они понятны старшему ребенку, например, сможете ли вы ему это объяснить. Вообще все объяснения должны быть простыми. Тогда они становятся понятными. Люди ищут не сложных объяснений, а простых. И главное, чтобы вам это было понятно самой.

Вопрос: Денис – алкоголик Санкт-Петербург. Евгений, спасибо за опыт. Многое зашло, даже мысли начали в голове мешаться. И сразу видно насколько отличается опыт человека, который трезвый несколько десятков лет от человека трезвого несколько лет. Прямо сильно отличается опыт. Поэтому хотел бы увидеть твой опыт, твое виденье насколько вот по времени по активности быстро проходятся шаги. Может быть там общий срок прохождения шагов или сколько на первые шаги, четвертый и так далее? И еще такой вопрос тоже по шагам. Слышу иногда опыт, что люди проходят по второму-третьему кругу шаги. Но я такого в книге не видел. Вот поделись пожалуйста. Спасибо.

Ответ: Да, Денис, спасибо за вопрос. Но ты сейчас меня подводишь к тому, что я должен сказать о программе, как о некоем курсе, который предполагает срок. Нет у нас никаких сроков. Билл прошел программу за 9 дней и с тех пор никогда больше не пил. Есть люди, у которых несколько месяцев уходит на чтение книги. Вот если спросить, то я пришел к работе по книге в возрасте 6 лет трезвости. Означает ли это, что я не выздоравливал до этого? Нет не означает. Поэтому о каком сроке мы говорим, о сроке чего? И сейчас в 33 года трезвости я все еще выздоравливаю по этой программе, все еще практикую эти шаги. Вот идея про то, что можно раз и навсегда эти шаги пройти – она мне кажется довольно наивной. Это как раз подразумевает некий курс, это излишне как бы профессиональный взгляд. Понимаете? Вот давайте так… Есть лекарство, которое надо принимать постоянно при некоторых заболеваниях. Вот у меня, например, кардиологическое заболевание и мне несколько лет был прописан препарат определенный, и когда кардиолог мне его прописывала, то сказала, что принимать эти таблетки нужно всю жизнь, если я хочу жить конечно. И это вот та история, где мне нужно было смириться. Несколько раз я пытался перестать их принимать, потому что они дорогие достаточно, и это тоже некая несвобода, но мое самочувствие сразу ухудшалось. И мне нужно было сдаться и смириться с тем. Что есть эти таблетки и их надо пить. Такая е история с программой. Это не некое конечное путешествие от 1-го шага до 12-го. Почему? Ну, потому что это больше напоминает восхождение по винтовой лестнице: цикл-цикл-цикл…. Невозможно, например построить дом сразу – это всегда будет некий процесс. А когда вы его построите невозможно им не заниматься, это тоже будет процесс косметического ремонта, вы будете завозить мебель, потом приводить его в порядок, поддерживать этот порядок, а потом понадобится капитальный ремонт. «Дом невелик, а стоять не велит», как говорят в народе. То есть мое выздоровление – это дом, который я постоянно поддерживаю в порядке. А иногда даже реконструирую. И 12 шагов – это такое циклическое движение. Это не означает, что я 12-й закончил и теперь надо возвращаться к 1-му. Нет, это иначе работает. Либо идет рекомендация от спонсора, когда он говорит: «Может быть пора шагами нам заняться», либо я сталкиваюсь с чем-то, где моего опыта не хватает и я что-то не понимаю. Ну вот допустим сейчас обрисовалась очередная проблема – у нас сепарация с женой произошла и не очень понятно, как из этого всего выбираться. И ситуация превышает мою компетенцию, потому что в моем опыте таких вещей не было пока. Что мне нужно сделать? Нужно увидеть, где я бессилен, попытаться понять, как Бог может вернуть мне здравомыслие, нужно включить это в свою молитву 3-го шага, которая делается ежедневно. Потому что я, честно говоря, Денис, не очень понимаю, что ты имеешь в виду про работу по шагам. Ну может быть по книжке можно пройти один раз, но если ты прошелся хотя бы один раз, то ты эту же книгу будешь отдавать. Значит ты сам пойдешь по ней дальше и значит ты снова и снова будешь к этим шагам возвращаться. Если я отдаю подопечным шаги, то я естественно сканирую себя – что у меня с этими шагами. И мой опыт не должен быть 10-ти или 20-тилетней давности. Он должен быть достаточно свежим, касаться моей реальной жизни сегодня. Скорее всего моя проблема в том, что я реже обращаюсь к шагам, чем бы оно того стоило. А что касается сроков прохождения, то разные люди требуют разного подхода. Очень по-разному. Здесь нет никаких границ. Я бы как раз с большой опаской говорил о конкретных сроках, что, например 3 года — это долго, или что 4-й шаг должен быть написан за месяц или 2 недели. Я смотрю на человека, какой он. Иногда даю ограничения. А иногда отпускаю в свободное плавание человека, и он приходит ко мне через достаточно большой промежуток времени и говорит, что все это время он писал. Поэтому давайте снимем с себя вот эти лишние одежды консультантов профессиональных, которые должны помогать в сроках, в методологии, знать какие-то задания. У меня вечно просят опросник. Да нет у меня никакого опросника, я из головы вопросы беру. Я не смотрю никуда, у меня нет никаких подсказок. Каждый раз это какая-то история заново и это делает процесс очень творческим. Извините, может быть мой ответ не устраивает вас. Потому что я знаю, что мы живем в мире, в котором все надо формализовать, все надо описать, все надо структурировать и привести в порядок. Но как вы думаете, почему за более, чем 80 лет существования АА, так и нет никакого опросника по шагам? Почему нет заданий по БК, одобренных Конференцией? Потому и нет. И почему эти сроки не указаны здесь? Потому что это бессмысленно. Люди разные.

Вопрос: Спасибо. У Ани был аналогичный вопрос. Надеюсь, ты услышала ответ про то, как активно надо шагать. Женя ответил. Вопрос от Галины. Спасибо за опыт, Женя. И скажи пожалуйста, в чем заключается духовная основа жизни анонимного алкоголика?

Ответ: Я не знаю, что для анонимного алкоголика является духовной основой жизни. Я знаю, что написано в книге, касательно этого. Первое, о чем говорится – это обращение к агностикам, что «если вы алкоголик, то вы страдаете заболеванием, которое может быть излечено только путем приобретения определенного духовного опыта». Дальше, когда эта глава раскрывает нам суть духовного опыта, она говорит о поиске Силы, превышающей нашу собственную. И на следующей странице: «…наша дилемма заключалась в недостатке силы. Нам нужно было найти Силу, которая будет вести нас в жизни, и та Сила должна быть более могущественной, чем что-либо, чем мы обладаем. Как раз об этом и написана эта книга, то есть о том, где и как найти эту Силу». То есть духовный опыт напрямую связан с поиском Силы, превышающей мою собственную. Ну и в Приложении «Духовный опыт», которое было чуть позже написано, мы видим следующее: «Большинство из нас считает, что осознание некой Силы более могущественной, чем мы сами, составляет суть духовного опыта». Может быть это ответ на ваш вопрос. Более религиозное настроенные члены АА называют его осознанием Бога. Ну вот. Мне кажется исчерпывающе.

Вопрос: Спасибо огромное. Тут очень много написали слов благодарности в твою сторону, очень много открывается. Еще вопрос тоже от Галины. В книге написано «Эгоизм- корень всех моих бед, корысть- моя главная беда». Как научиться жить в обществе, где все выстроено на корысти и эгоизме?

Ответ: Не написано, что корысть – это главная беда. Это уже вольно интерпретировали. Это называется корыстолюбие – одна из основных проблем. Извините за въедливость – это учительская привычка такая. То, что касается эгоизма и корыстолюбия. Понимаете, Билл в свое время сказал, что мир болен «сухим алкоголизмом», приговор такой поставил. Это конечно очень смело, но мне кажется недалеко от истины. Потому что помните я говорил про 3-ех ложных богов, которым служит весь мир: культ материальных ценностей, вера в то, что нет такой проблемы, которую нельзя было бы решить денежной суммой; культ помешательства на собственном здоровье, красоте и пищеваренье с иррациональной установкой жить вечно, в теле как можно дольше оставаться; и третье это культ быть привлекательным для других людей всем нравиться. Это вещи, основанные на наших инстинктах. Весь мир, по сути, крутится вокруг этих трёх вещей. И пока я не прозрел, пока нет Бога в моей жизни, я буду, конечно, так же одержимым, как все люди. Вы знаете о том, что у АА есть 2 символа. Один символ – верблюд. С ним понятно – он может 24 часа не пить, утром становится на колени, вечером становится на колени. В общем такая популярная байка. Но еще один символ АА – это лягушка. Почему лягушка? Этот символ сейчас немного подзабылся. Лягушка символизирует то, что она находится в воде и при этом сама не пьет ни капли, это существо, не пьющее воды. Она воспринимает влагу через кожу как-то не знаю… То есть можно быть в алкогольном мире и оставаться трезвым. Понимаете? Вот вы говорите про эгоцентризм и корыстолюбие. А как быть, если у вас вся семья пьет и вам негде больше жить? Я знал женщину, которая много лет прожила в семье, где пьющие старенькие папа и мама алкоголики, которые не хотят выздоравливать, а она оставалась трезвой. Вокруг нас может много что твориться…Еще, например был период фашизма в Германии, но там что все кричали «Хай Гитлер», или все преследовали евреев, или все «стучали» друг на друга? Нет. Были честные люди, которые шли в концлагерь за то, что спасали других, или за то, что высказывали свое несогласие с существующим режимом. Кому-то дает Бог силу на то, чтобы быть достаточно мужественным, чтобы противостоять этому миру понимаете? Но от нас этого не требуется. Это просто говорит о том, что это возможно. Мир всегда дает нам примеры высокого уровня проявления человеческого духа, когда человек может противопоставить себя миру. И знаете как сказал в свое время великий французский философ Жан-Поль Сатр: «Свобода – это то, что вы сделали с тем, что другие сделали с вами». У нас могут быть колоссальные ограничения по рождению, по воспитанию, по нашей неполноценности. Мы можем быть ограничены в возможностях, но мы можем с этим что-то сделать. Поэтому весь мир может сходить с ума и катиться к чертовой матери. А я хочу оставаться в здравом смысле все-таки. Поэтому мне нужны Анонимные Алкоголики – островок безопасности в может быть не очень здоровом мире. Это хорошее место. А в одиночку мы, конечно, не справимся. Здесь нужна Сила, превышающая нашу собственную. Поэтому я совершенно согласен с вами. Мы сами не можем справиться с этим эгоцентризмом. И сами не можем быть сильнее этого мира. Бытие все-таки определяет сознание. Но есть Бог, который выше всех этих ограничений. И у нас может быть сила пройти через все это. Потому что на высоком духовном уровне есть люди, достигающие высокого уровня развития – они могут быть свободными даже в ситуации несвободной страны. Понимаете? Извините за пафос, но я про то, что наше выздоровление выводит нас за рамки социальных и персональных ограничений, потому что в этом участвует Бог. А для Бога нет преград.

Вопрос : Дальше вопрос от Сергея. Как заставить себя молиться по страхам в 4-м шаге? Что может мешать?

Ответ: Я не понимаю вопрос, а зачем заставлять? Не хотите молиться что ли? Может быть поясните? Мне кажется заставить себя молиться – это очень странная постановка вопроса. Это то же самое, как заставить себя любить, или как заставить себя быть добрым. Есть вещи, которые вообще насилие не предполагают. Усилие некоторое да. Я, например, когда вспоминаю, что не помолился сегодня и понимаю, что у меня внутри какая-то часть сопротивляется, ну инстинкты сопротивляются мои. Я понимаю, что нет сил, то иногда лучшее, что вы сможете сделать – это понять, что вы не можете это сделать. И нам не говорится нигде, что мы должны. У нас как написано помните в книге «12 шагов 12 традиций»? Что иногда наш бунт против Бога настолько силен, что мы не хотим молиться. И что там дальше написано? Разве там написано, что вы должны себя заставить? Нет. Там написано: «Мы возвращаемся к молитве тогда, когда это становится возможным». Все.

Вопрос: Спасибо большое за ответ. Еще есть пара вопросиков. Евгений, я не пил год, сорвался, не могу без алкоголя справляться с эмоциями. Может есть пару рецептов?

Ответ: Ну вообще, брат, ты не единственный кто не может справляться с эмоциями без алкоголя. Мы все не можем. В этом-то и беда. Возможно, ты сейчас на пути к первому шагу, ты вдруг увидел, что быть трезвым – это очень непростая задача. Возможно, ты слишком полагался на себя, потому что даже сейчас ты говоришь: «Я не могу справляться с эмоциями…». А с чего ты, брат решил, что ты должен справляться? Может быть это хорошее начало, чтобы сказать: «Господи, я не справляюсь с моими моциями. Будь тем, кто справиться. Дай мне сил пройти через это». У меня иногда абстиненция была такой сильной, что я думал я сойду с ума или покончу с собой. Я не понимал, что это абстиненция, но мне было очень тяжело. И тогда я становился на колени и делал то, что меня научили делать другие алкоголики и другие верующие люди. Я говорил: «Господи будь со мной в этой ситуации. Помоги мне через это пройти. Дай мне силы. Выведи меня на путь добра и истины, помоги мне. Будь со мной». Вот это знаете ощущение маленького ребенка, который вкладывает свою ручонку папе в руку, и он вас переводит через дорогу полную вот этих потоков автомобильного транспорта. Вам вообще не надо париться, как пройти – Папа проведет. Конечно, сами вы не можете, поэтому и пьете. Может быть пора впустить Бога в свою жизнь? По крайней мере у меня это сработало.

Вопрос: Какие будут ощущения, что будет происходить, если перестать работать по программе? Если был такой опыт…

Ответ: Ну я не знаю, как у остальных, могу только за себя говорить. Когда я вываливаюсь из шагов я становлюсь значительно более тревожным, значительно более злым, у меня появляется больше претензий к окружению. Жена требует замены, конечно, обязательно. С детьми обязательно что-то не так. И мне не очень хочется жить – это вот часть моей депрессии. Я становлюсь очень злым и капризным. Поэтому я называю это плохой духовной формой. И дело даже не в ощущениях. Ощущения – это фигня. Дело в том, что я в эти минуты я не полезен конечно для других, разве что как негативный пример.

Вопрос: Давайте последний вопросик от Андрея. Поделись пожалуйста своим опытом 11-го шага вечерняя часть?

Ответ: Ну тут делиться нечем особо. Я еще раз говорю, я не медитатор великий. Дай Бог, если я на ночь просто Бога поблагодарю и постою немножечко перед молитвой подумаю о том, как день прошел. Ну есть у меня такая привычка стоять перед иконами и думать прошедшем дне, вспоминать. Раньше я письменно это делал, потом, спустя несколько лет, я обленился, и просто прокручиваю в голове свой день. Думаю, за что я могу Бога поблагодарить. Всегда есть за что. Ничего особенного. Может быть, вы не про тот опыт спрашиваете и вам надо какие-то вопросы письменные, ответы. Но я долгое время писал по книжке. Там, где у нас вот эти вопросы приводятся. Они все есть в БК, можете их использовать. Еще раз. Я практиковал в течение нескольких лет это. Может быть мне и пора к этому снова вернуться. Возможно, здесь я немножечко ленюсь. Для меня самая главная часть 11-го шага это вспоминать о том, что Бог реален, потому что моя больная часть всегда подвергает этот тезис сомнению. Это не то, что я заставляю себя верить, я об этом себе напоминаю, потому что моей болезни свойственно сначала убрать Бога из этой жизни, потом поставить себя, потом сделать себя велики, а потом втоптать себя в дерьмо и сказать, что у меня ничего не получилось и поэтому я пойду пить. «Меня никто не понимает, я жалкий несчастный человек». Вот мне для того, чтобы это не происходило, нужно всегда вспоминать, что Бог реален. Как написано у нас в книге: «Мы убедились, что Он реален так же, как мы». То, что Бог – это высшая реальность для меня очень важно. Это не идея и не философия. Это и есть та духовная основа жизни. Реальный Бог — не какой-то фантастический персонаж. Вот это ощущение Его реальности – это дар. И когда он у меня есть, я в силе и все хорошо. Спасибо.

Время собрания

(понедельник) 20:00 - 22:00 Посмотреть моё время

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *