февраль, 2022
Вход и подробности
RUN
Детали собрания
Россия, Москва Домашняя группа: Хорошевка ТЕМА: Третий шаг Привет друзья. Как уже неоднократно было написано в чате, меня
Детали собрания
Россия, Москва
Домашняя группа: Хорошевка
ТЕМА: Третий шаг
Привет друзья. Как уже неоднократно было написано в чате, меня зовут Эдуард и я алкоголик. Если своём коротко обо мне. Я, возможно, не покажусь сегодня бодрым и веселым, но это связано с тем, что заболел. Те, кто меня знают, знают, что я не люблю унывать. И тема мне нравится, потому что когда мне предлагают сформулировать тему, то я особо не думаю и предлагаю «третий шаг». Потому что это такая тема, которая максимально широко и одновременно глубоко позволяет рассказать о том, чем мы здесь, собственно, занимаемся.
Сразу сделаю несколько таких важных отступлений. Все, о чем я буду рассказывать – это смесь моего опыта, знаний и прочих вещей. Потому что ну невозможно ни по одному шагу поделиться только лишь опытом. С другой стороны, я также не буду кокетничать. У меня нет такого, что вот у меня такой третий шаг, а у вас- такой. Из дальнейшей моей речи будет понятно насколько важным я вижу этот шаг в своей жизни. И поэтому оставаться в этом моменте на позиции, что возможны какие-то другие альтернативные и работоспособные в то же время трактовки третьего шага, было бы странно. У нас в книге сказано, что это некий краеугольный камень, поэтому он должен быть надежным. Вот такие 2 ремарки. Это мое, но для меня это единственно правильное того, что у меня есть на сегодня.
Также важно понимать, что мое понимание третьего шага, говорить можем только о понимании, потому что делать то там нечего – мы решаем думаем. И это понимание менялось в течение 21 года. Самое важное, что там нужно объяснить подспонсорным – менялось радикально. И это абсолютно нормально, потому что становление меня как личности, как мужчины произошло уже будучи в программе.
Ну вот с ремарками покончили, при ступим к делу. Постараюсь рассказать так, чтобы это было максимально понятно новичку. Хотя программа у нас очень простая. Как палка. Может быть, для кого-то это прозвучит обидно, но я воспринимаю это как благословление. Что вот наша программа – это очень простая такая книга для идиотов, которые забыли, где право, а где лево в жизни. И целую книгу написали. Чтобы в общем то объяснить, что вот там право, а там лево. И этим я, собственно, занимался. Я впервые услышал о третьем шаге, когда попал в реб. центр в 99году. Сейчас я живу в Москве, а сам я с Урала. И там, когда я наконец-то захотел остановиться, то никакого Сообщества еще не было и в помине. Я и в реб. центр то попал, потому что у мамы в кармане была стопка газетных вырезок со способами помочь таким, как я. Для нее это проблемой стало раньше, чем для меня, и она была готова. Я подошел и говорю: «Мам, я лечиться хочу». И вот она достала стопочку этих вырезок с рекламой учреждений, которые на коммерческой основе оказывали помощь. И как-то так получилось, что я оказался в центре, где рассказывали про шаги, про программу. Там было много чего еще попутного, что не имеет ни малейшего отношения к программе, поэтому об этом я говорить не буду. То есть мы говорим о выздоровлении по программе 12 шагов Анонимных Алкоголиков. В книге сказано: «Вот предпринятые нами шаги, как программа выздоровления». Из этого я делаю вывод, что 12 шагов – это единственное, что можно и нужно считать и принимать, как программу выздоровления. Остальное на уровне хобби. Ну дай Бог. У людей должны быть хобби.
И когда я впервые увидел шаги, то не встретил внутреннего какого-то сопротивления большого. Мне показалось все это разумным. У меня не было такого, что это какая-то секта. Идеи показались мне вполне себе здравыми. У меня уже был опыт, и я понимал, что даже люди, которые пытаются мне помочь, они стараются изо всех сил, но между нами есть какая-то пропасть какого-то понимания. То есть они толком меня не понимают, а я их. И мне было понятно, что лучше всех меня сможет понять только алкоголик. А если еще этот алкоголик будет трезвым. Причем не нечаянно и не вынужденно, и сможет мне рассказать о том. Как жить обычной нормальной полноценной жизнью и при этом не пить, то лучше и не придумать. В общем сама идея АА мне понравилась сразу. Потом мы дошли до шагов и тут у меня сразу же возникло отторжение с вопросами, которые были религиозного характера. Хотя у нас в книге написано, что программа не религиозная, а духовная, но это говорит, что мы не принадлежим ни к одной конфессии. Но то, о чем они говорили, имело строго религиозное содержание. А для меня это было неприемлемо, потому что я вырос в Советском Союзе, меня воспитывали коммунисты, и у меня было уже сформированное представление к этим вопросам. Я понимал, что я сюда приехал, потому что я хочу перестать пить, а не потому, что я ищу какого-то нового мировоззрения для себя. Но мне повезло, что попались люди, которые смогли донести. Как в книге у нас сказано, что разные люди требуют разного подхода. И сегодня, когда ко мне обращается человек я в первую очередь стараюсь понять, что это за человек: какой-то кандидат наук или, например человек, у которого лагерей куча за спиной. Тогда я, конечно, поспорил с ребятами о существовании Бога и так далее, но потом подумал, что разберусь как-нибудь. В 19 лет особо я не вникал. Пить то конечно я начал существенно раньше, в развитии остановился годах на 15. Был вот такой подросток.
В реб. центр к нам приходили ребята, которые рассказывали. Что они из Сообщества АА и у меня не было оснований как-то не доверять им. И они рассказали, что все, о чем нам говорят на реабилитации, оно действительно существует. И когда моя реабилитация закончилась, я смог до самолета сходить на группу АА. И там я увидел, что это правда. Я не помню ни названия группы, ни где она находилась. Но когда я туда пришел, то увидел, что там действительно алкоголики, потому что ну сложно это спрятать. Люди рассказывали о своей жизни, и я понимал, что это нельзя просто так придумать. Я видел, что у них есть то, что я хочу. А чего я хотел? Я не хотел вот прямо совсем бросить пить, я хотел, чтобы моя жизнь наконец наладилась, чтобы мне перестало быть до ужаса плохо. Вот чего я хотел. И мне здесь сказали, что ты это получишь, но у тебя нет других вариантов, кроме как полностью прекратить пить. Без вариантов, у нас здесь вариантов нет. И я видел, что у них есть работа, дети, внуки, хобби, то есть их жизнь наполнена. Они никуда не бегут, не бьются в истерике, они живут нормальную полноценную жизнь, которая мне не светит. Вот я прямо понимал, что не светит мне это. Быстро у меня наступил предел в моем алкоголизме.
Я потом поболтался немного и в конце концов оказался в Челябинске. Отец нашел мне группу АА, и я к ним пришел. И долго эти ребята – ну не ребята, они были намного старше меня- вот эти люди были мне рады. Они мне улыбались, наливали мне чай и искренне интересовались, как я. Это было единственное место, где вообще кому-то было интересно, как я. И я к ним приезжал – это был мой единственный такой вариант культурно-массового досуга, потому что жил тогда в незнакомом городе и у меня не было друзей, телефона, интернета. И я читал единственную книгу «Анонимные Алкоголики». У меня другой не было просто, я ее по кругу перечитывал. А она у нас написана так удачно, в том плане, что она воспринимается даже на «синие шары». То есть ни одну другую книгу я так не понимал, как нашу книгу, ее воспринимал даже бухой. К ребятам я приезжал где-то раз в неделю, когда получалось вот какое-то пограничное состояние поймать. Я ее читал и читал, потому что моя основная проблема была не в том, что я не доверял этим людям, а потому что я понимал, что вот это теперь должны стать моими товарищами. Мне очень сложно было с этим согласиться, потому что все они были намного старше.
У меня вообще было очень много ожиданий каких-то своих. Но в конце концов я забоялся очень – в какой-то момент, читая в очередной раз нашу книгу, я прямо понял, что здесь все правда про меня написано. Во-первых, мне мешала религиозность нашего текста- она очень меня отвлекала, а во-вторых, вот эти реалии американского быта 30-х годов — для меня это было абсолютно чуждо. И мне пришлось поэтому потратить какое-то время. Но когда я его потратил, то вдруг увидел, что книжка то про меня. Просто у меня быстрее все получилось, чем у большинства. У большинства к 40-м годам примерно произошло. Это вообще было первое место, где я увидел вменяемый и повторяемый результат. Это очень важно было для меня, где я увидел трезвых нормальных людей, которые живут трезвой нормальной жизнью. И вот я увидел, что все это про меня, но вместе с тем пришло понимание, что и конец, который здесь описан – он тоже про меня. И вот перспектива умереть так, как умирает наш брат, она меня сильно испугала. Я видел, как умирают алкоголики в феврале в Челябинске или Свердловске например – замерзают в своем ссанье и все. А я так не хотел, не так представлял. Ну ладно бы меня бандиты убили, когда я девушку защищал и писали потом об этом газеты…Но не так. И я вот этого больше всего испугался – как я умру. А это было последняя бы моя потеря, все остальное к тому времени было уже потеряно. Я уже бомжевал. И я стал ходить на собрания, решил, что буду ходить, пока ходится. В итоге полтора года я ходил каждый день на группы. И здесь нечем хвастаться и гордиться. Я так боялся умереть и очень не хотел назад на улицу. Сначала я учился в английской школе, потом в физмат лицее, побеждал в олимпиадах и так далее, то есть я не был уличным таким бойцом. Скорее тушкан в теплице. И я боялся поэтому всего этого. И благо книгу я уже читал и знал, что нужно ходить на группы и найти спонсора, и потом его слушаться. Вот простейшие рекомендации вообще. Вот все эти вещи были мне известны, и я начал ходить, пока спонсора не было. А потом нашел спонсора, и мы начали работать по шагам по Большой Книге.
И вот мы переходим к третьему шагу. К тому моменту я уже, конечно, много слышал о шагах и очень важно, как я сегодня вижу, чтобы со спонсором повезло. Не говорю. Что мне не повезло с первым спонсором. Мне с ним невероятно повезло, потому что он жил в другом городе. Сообщество тогда было молодым и когда сообщество молодое, то в группах мало людей и возникает много лишнего в отношениях. У меня первым спонсором была женщина намного старше меня, у нее было 4 года, и она жила в другом городе. И вот мы с ней начали читать. Я принял для себя самое важное решение, возможно одно из самых важных в своей жизни, что я буду делать абсолютно все, что она мне задает и что это будет единственный человек, с которым я буду абсолютно честен. Я не тешил себя иллюзией, что буду честен со всеми. И я делал все, что она говорила. Раз в неделю мы созванивались по телеграфу, а раз в 2 недели я ездил к ней с заданиями.
Невозможно подойти к третьему шагу, не упомянув остальные 11. Этим я и займусь. Раньше каждый шаг воспринимался как-то изолированно. Все ходили и говорили: «У меня только 2 шага. А я живу только на 3-м» и так далее. Кое-где считалось, что для того, чтобы не пить, например, достаточно трех первых шагов. Вот такая всякая ересь звучала. Но это объяснимо. Тогда не было такого опыта колоссального, который накопился за 22 года.
И когда мы дошли до третьего шага, то я ничего не понял про актера — какое это имеет ко мне вообще отношение? Какой-то актер, какие-то вставки балетные….И я у нее спросить а что мне делать то. У меня тогда постоянно возникал вопрос: «Что мне делать?». Потому что в первом-втором мне давали какие-то письменные задания, и я их делал. Но вот когда мы дошли до третьего, то я вообще не понимал и как мне сделать его. Она мне дала молитву 3-го шага, сказала читать ее каждый день и что через какое-то время я почувствую, как в моей жизни произойдут какие-то невероятные изменения. Я начал читать. Но из всего этого сбылось только то, что я читал ее каждый день. Никаких невероятных изменений ни во мне, ни в моей жизни не произошло. Но тем не менее мы двигались дальше. Дошли до 5-го шага и потом мы с ней расстались. И мы потом с ребятами втроем сидели и по кругу спонсорили друг друга – такая малая домашняя группа у нас была. И вы знаете, мы так просидели около 9 лет. Не то, чтобы постоянно мы так сидели, мы просто встречались каждую субботу и что-то делали. А так мы все жили, сообщество развивалось, мы все как-то развивались. И наступил момент, лет 10 трезвый я был, и мне все это невероятно надоело. Одно и то же, одно и то же. В какой-то момент стало просто невыносимо слушать спикерские и какой-то одинаковый опыт. Я понял, что я прихожу на группы только, чтобы мне похлопали за мой срок трезвости. У меня нет никаких претензий к людям, я понимаю, что это было связано только с моим духовным состоянием и больше ни с чем. Начиная с того, что я от групп все время что-то требовал, что мне должно быть там как-то так, а мне не было так. И я вообще перестал ходить на какое-то время. На 2 года меня хватило.
А как у нас звучит третий шаг? Он у нас звучит так: «Мы приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь заботе Бога, так как мы понимали Его». И здесь есть два ключевых момента. Первый – это про принятие решения. А второй – про то, что препоручить жизнь Богу, как мы Его понимаем. А я Бога никак не понимал, видите ли, какая штука. Я был атеистом, при чем не простым, а научным атеистом. Но суть в том, что мне это подавалось в религиозной форме, для меня это было неприемлемо. Я старался. Я приложил очень много усилий. Год я провел с протестантами, год – с буддистами, и полгода ходил в воскресную школу. Я искренне старался стать религиозным человеком, хотя бы понять в чем они правы, хотя бы как-то переформатировать свое сознание на религиозный лад, но потом я понял, что не получается у меня, и я это оставил. И полтора года провел сам с собой. У меня была работа, семья, но я не ходил на группы, никого не спонсировал. И через полтора года у меня было только одно желание – покончить с собой.
И меня это испугало, я решил попробовать еще раз. И поначалу очень формально я начал искать спонсора по принципу, что у него трезвости должно быть больше. Чем у меня. И я нашел сначала такого человека. Мы с ним поговорили. Он дал мне какое-то задание. Но я понял, что у меня нет столько времени, тем более оно не имело отношения к БК. Я погибал уже прямо сейчас. Я мучался и все мои близкие мучались. И вот мне опять очень повезло. Мне повезло встретить человека, мы с ним поговорили, и я впервые услышал человека, который действительно рад жизни. Который рассказывал мне с радостью в голосе о том, что он сделал, как он съездил на Чукотку открывать группу вместо того, чтобы поехать с женой, например в Испанию на отдых. И я услышал. И мы стали делать шаги.
Что касается третьего шага, то он мне предложил принять решение. Вот что должен сделать спонсор? Он должен объяснить, что это за решение. Я ведь не представлял в начале, что это за решение такое. То есть новичок обычно ен понимает, что решать то будем. Вот этим он и занимался – он объяснял мне, что именно надо решить. Общими словами очень легко отговориться от человека. «Иди найди Бога. Поменяй свое отношение. Отпусти это. Вроде что-то сказал, но по факту ничего не сказал. Ничего ведь непонятно. Да я сам много раз так делал. И вот у спонсора я спросил: «А что значит препоручить свою волю и жизнь Богу?». И вот мы с ним обсуждали историю про актера и что из этого следует. А следует из этого то, что есть два уровня, где можно говорить о третьем шаге. Первый уровень – это мое твердое обязательство сделать остальные шаги, это принятие третьего шага. То есть дать некую присягу, что я твердо обязуюсь дойти от 4 до 12 шага. А там поглядим. Вот что значит сделать все шаги? Для меня это означает освоить некий абсолютно конкретный образ жизни. Это не значит ходить по кругу от спонсора к спонсору, писать их по куче разных методик. Нет. Это означает начать жить определенным образом, который четко указан в нашей программе. Потому что когда мы говорим о шагах 4-9, то все эти шаги приводит нас к тому, что мы начинаем жить, руководствуясь конкретной структурой морали, которую мне еще в школе объясняли. Это образ жизни, построенный на системе нравственности – вот, что такое образ жизни для меня, диктуемые шагами. Я прихожу в это постепенно. Естественно, в самом начале моей трезвости мне нельзя было сказать: «Слушай, просто живи нравственно». Я ведь и пытался, но мне нужно было как-то освоить этот образ жизни. И здесь мне в помощь были мне шаги, мой спонсор, ну и несколько ребят-товарищей. Мы сделали 4 и 5 шаги и это был тот момент, когда я впервые в жизни настолько глубоко и всеобъемлюще оценил, что я делал и как жил именно с нравственной позиции. Я в первый раз все вещи называл своими именами, а потом в 5 шаге я просто в этом признался другому человеку и себе. А дальше 6 и 7 шаги, где я просто подтверждаю это решение. И когда я делаю 8 и 9, то есть прихожу ко всем людям и говорю, что хочу все исправить. Естественно, я понимаю, что не могу ничего исправить, потому что это произошло уже и вся эта боль уже причинена. То есть по большому счету я демонстрирую этими действиями. Что впредь я не буду себя так вести. Ну и плюс я с людьми примиряюсь и это очень здорово и потрясающе – многие люди вернулись в мою жизнь, благодаря 9-му шагу. И это же конкретные близкие люди – дяди, тети, дети, друзья. И вот перед большинством из них всех подвязался получается вести себя по-новому, вести себя нравственно, то есть говорить правду вместо лжи, хранить верность своей женщине, не берешь ничьи деньги, никого естественно не убиваешь и так далее. И вот вдруг я себя обнаруживаю человеком, который каким-то удивительным образом очень сильно потихоньку, но весьма последовательно, начал вести совершенно конкретный нравственный образ жизни.
Потом в 10-11 шагах мы на ежедневной основе живем. И плавно переходим к 12-му, который говорит, что моя главная задача теперь помогать другим. И если ты не помогаешь, то есть не спонсируешь, то ты вообще не выздоравливаешь. Это в принципе ни про какую духовную жизнь тогда речь не идет, потому что программа для спонсоров, про спонсоров. И конечно применяешь это все во всех своих делах.
Итак, подхожу к концу спикерской. Третий шаг – это обязательство, клятва, обет, присяга вести праведный образ жизни. Вот что такое третий шаг на самом деле. И самое удивительное. Что у меня получилось это освоить, потому что у меня был наставник и были ребята, которые меня поддерживали. Но самое важно и необходимое – это то, что у меня в какой-то момент появились подспонсорные. А вот когда появляются подспонсорные, то и начинается основное выздоровление. Я когда на 20-й раз кому-то объяснял, я тогда наконец и сам начал че то понимать. Суть в том, что благодаря все этим людям, их присутствию в моей жизни и моей работе с ними у меня и получилось вести такой образ жизни. Потому что если бы мне раньше сказали это, то я покивал бы головой, но я же понимал, где мы живем, какая нравственность, о чем вы говорите? Все, что там за окном, оно прямо противоречит всему, чем мы здесь занимаемся. Но благодаря вот всей этой поддержке, этого «питательного раствора» в виде Сообщества и всего прочего – это все получилось и это то, что помогает мне жить радостно, счастливо и свободно. И я, наверное, закончу ответом на вопрос получилось ли у меня то, ради чего я все начала? Да, так получилось, что я живу радостно. Конечно, периодически я спотыкаюсь, я же не робот. Но вот этот образ жизни в окружении таких же ребят, как я, которые стремятся к тому же — вот он позволяет не пить, не думать даже об этом, и жить свободно и радостно. Вот такой вот важный третий шаг. Спасибо друзья.
Вопрос: Огромное спасибо, Эдуард, за спикерскую. И у нас вопрос от Юлии. А у тебя сразу получилось увидеть вот эту заботу Бога по 3-му шагу? Получается, что это процесс на всю жизнь, когда принимаешь какие-то непопулярные решения, вот они легко ли тебе давались или нужно было думать?
Ответ: Спасибо. Нет, по поводу решения третьего шага я вообще не думал. Мне спонсор объяснил, что можно сделать, что из этого будет следовать и самое главное, что вариантов то других и нет, если я хочу быть радостным. Поэтому вот это решение мне далось легко. И больше я к этому решению не возвращался. Потому что зачем? Вот же — приняли решение жить правильно. А дальше надо просто жить правильно. Конечно, периодически какие-то сомнения и волнения возникают. Но для этого у нас 11 шаг, в котором сказано, что если у нас есть сомнения и волнения по какому-то поводу, то мы просто оттормаживаемся и немного размышляем. То есть поскольку я атеист научный и материалист, то я не обращаюсь к Богу – я просто ищу какое мое следующее действие будет максимально правильным и грамотным. И чем дальше, тем легче, потому что у меня появляется некая статистика. Мы живем при капитализме, где во главу ставится личная выгода, какой-то материальный успех, все это отовсюду пестуется — я же все это понимаю. И порой мне бывает страшновато, но вот это мое следующее правильное действие может быть мне невыгодно для меня и моей семьи, но у меня есть мой опыт и опыт сотен людей, который говорит о том, что тактически это может и невыгодно, но стратегически (если играть в долгую), то это единственно существующая стратегия. Она же неспроста взялась эта стратегия – вот этот образ жизни, его не АА придумали, но это максимально действующая стратегия для того, чтобы прожить наполненную интересную счастливую жизнь. И других просто нет.
Вопрос: Спасибо за спикерскую. На каком этапе прохождения шагов пришло понимание принципов новой духовной жизни?
Ответ: Спасибо. Ну я в принципе об этом сказал только другими словами. Все понимание. Все пробуждение, вся радость приходит на том этапе, когда я начинаю вести людей по шагам. На этом Сообщество появилось, этим оно жило и продолжает жить. Все остальное побочки. Мы создаем группы, комитеты и прочее – все только ради того, чтобы мог прийти человек, найти себе наставника и пройти шаги. И собственно настоящие перемены начинаются именно там, когда мы помогаем другим алкоголикам. Не просто служу, там чай помогаю сделать и так далее. Нет. Как можно сделать самому шаги и начать спонсировать. И вот там тогда приходит понимание. Спасибо.
Вопрос: Вопрос от Гульнары. Практикуешь ли ты медитацию и насколько считаешь в твоем выздоровлении именно медитация играет роль? И второй вопрос: все ли сделаны 9-е шаги. И третий: твой сегодняшний 10 шаг?
Ответ: По порядку. Что для меня медитация и все про это. Естественно, я не могу говорить об этом, не объяснив. Что я под этим словом понимаю для себя и как я это делаю. для меня медитация – это то, как ее понимали авторы книги. Тогда не было понимания «поза лотоса» и так далее. Это просто углубленное и направленное размышление. Да я это делаю каждое утро, используя книги. Зачастую моя медитация проходит либо при помощи чтения чего-то, либо при прослушивании. И самое главное чего. В моем случае это может быть лекция по математике, или что-то из художественной литературы. То есть я так понимаю, что это некий настрой – настроить свою голову в нужную сторону. А куда мне надо жить меня еще в школе научили – много хороших примеров, как надо жить. Вот эта настройка и есть медитация для меня. У меня было время, когда я год ходил к буддистам и там было много медитаций. Но для меня лично эта культура вне контекста. У меня к этому нет никаких показаний. У меня есть показания быть в АА. А все, что создано человечеством мне не освоить. Поэтому я стараюсь быть тщательным и избирательным в том, что я запускаю в свою голову. Это может быть что-то из истории, астрофизики, а может быть интервью с каким-нибудь композитором, художником или архитектором. Мне просто помогли вернуться в верное русло, о котором я знал, но один сам никак не мог вернуться. Это очень важный момент – утренняя медитация, потому что куда голова поехала с утра, туда она и поехала.
По второму вопросу. Ситуация по поводу 9-х шагов такая: я сделал всем, кроме одного человека. Я про него помню, у меня полно готовности это сделать, и я это сделаю, когда будет возможность. Здесь просто очень важно понимать, что сделать 9-й шаг – это двуслойное такое действие. С одной стороны, да я еду признаю, отдаю, пытаюсь исправить. Но я же понимаю, что ничего исправить на самом деле нельзя. Самое главное в 9 шаге – это мне понимать, что если я его сделал, то это означает, что я обязуюсь так больше не поступать не съездить и отдать 3000 рублей. А больше никогда не задерживать, вообще никогда. При чем им я этого не говорю, но это самое главное. Потому что это первый раз, когда мы встречаемся с людьми действительно. До этого мы разговариваем и обсуждаем все это с анонимными алкоголиками, то есть со своими. А в 9-м шаге мы впервые встречаемся с миром. Не думаю, что уместно сказать – я сделал все девятки. Это поверхностное очень понимание.
Как я сегодня делаю 10 шаг. Вот как там сказано, так я его и делаю. здесь важно понять, что там делать. Там 2 основных блока. Первый – это с 4-го по 9 на ежедневной основе. И я сейчас уже не делаю так формально, как это описано самое главное. Что там сказано: «Затем мы обращаем свое внимание, что мы можем сделать для других». Это ключевое в 10 шаге. В любой ситуации, где вылезает мой эгоизм в форме злобы, трусости, нечестности, самолюбовании, своекорыстия – спасением для меня является обратить свое внимание на другого человека. И там вот в этой первой части не надо застревать. Я очень долго жил в состоянии, и людей встречал, для которых работа по шагам становится самоценностью. Но она не самоценна — она для чего-то. И в книге написано, для чего она нужна. Все это для того, чтобы быть максимально полезным другим. Поэтому мне сегодня достаточно понять, что я там что-то напридумывал себе и про себя, а потом поскорее позвонить кому-то и узнать, как там у него дела. Вот это ключевое действие. Вот что самое главное в 10 шаге, а не вот этот вот самоанализ и так далее. От этого мы и выздоравливаем – от этой зацикленности на себе: «А что я сейчас чувствую? А у меня вот такие состояния? А это страх или корысть? А как называется страх, смешанный с корыстью?» и прочее. И вроде бы я же про шаги, про духовность. Какую духовность? Сидишь опять себя разглядываешь со всех сторон. Так я себе говорю.
Вопрос: Это книга про нас, про меня, а значит и конец тоже про меня, очень понравилось. Немного печально, но правда есть правда. Следующий вопрос от Сергея. У тебя жена в Сообществе или нет? Расскажи, как ты относишься к традициям – отдаешь или нет, проходил или нет?
Ответ: Да жена в сообществе. А по поводу того, как я отношусь к традициям. Стараюсь сформулировать менее категорично, потому что я тот еще дипломат. Чтобы сформировать правильное отношение к традициям, нужно прочитать 2 книги: «АА взрослеет» и «Доктор Боб и славные ветераны». Там написано, что такое традиции, как они появились и что из себя представляют. Это те ошибки, которые были оплачены жизнями алкоголиков, чтобы более удачливые так сказать алкоголики смогли сделать выводы, и чтобы мы, как Сообщество могли существовать. Вот что такое традиции и как я к ним отношусь. Плюс очень важно, что существует вот это, то, что я слышу, про традиции в семье. Но из того, что я прочел эти книги, я делаю выводы, что традиции для того, чтобы существовала группа. К моей семье это не имеет никакого отношения. Там нет «традиции в семье» и отродясь не было. Это про группы для групп. Не про внутри группы и так далее. Это про то, как себя вести в Сообществе. Я должен быть доступен для тех, кто сюда приходит. А то я иногда слышу че ты у него фамилию спрашиваешь, мы же анонимные. Вот вряд ли мы сядем всей семьей и будем голосовать всей семьей, кто что думает. Да нет конечно решения принимаем мы с женой, потому что мы взрослые. А они дети и они нас должны слушать. Вот так у меня в семье. И по моему мнению – это так в нормальной здоровой семье должно быть. Поэтому традиции для групп, но для групп они жизненно важны. Это спасает группы. А те, кто нарушает традиции рано или поздно плохо заканчивают. По поводу того, что изучать их — ну чего там изучать. Сядь прочитай, там ничего сложного. Я не вижу необходимости нагонять сложности туда, где ее нет. Чего непонятного в первой традиции. Единство. Многие из нас выросли в Советском Союзе, там все про это было: про чувство товарищества, про плечо, про то, что я последняя буква в алфавите, про то, что единица – ноль, ничего не может. Со второй чего непонятно? Мы сидим и просто голословим – сами за свои решения и отвечаем. С седьмой тоже все понятно – мы не берем ни у кого денег, чтобы не быть никому должны. Это очень простые идеи. И если у меня подспонсорный попросит объяснить за традиции, то вот так я ему и объясню. Ну возможно только еще сматерюсь пару раз. Потому что раздражает меня бывает вот такая интеллектуальная лень у людей: «Объясни мне то, объясни мне это». А мозги тебе зачем? У нас написано, что Бог нам дал мозги, чтобы мы ими пользовались. Ну так пользуйся – пора уже.
Вопрос: Следующая была Виктория. Привет, спасибо за спикерскую. Хотела спросить…Я почти новичок, поэтому задаю примитивные вопросы, но для меня они очень важные. Как ты пришел к состоянию доверия и контакта с Высшей Силой, как ты ее понимаешь? Как смог перепоручить в итоге?
Ответ: Спасибо. Да, я понял вопрос. Как я уже говорил, я атеист. Соответственно я никак не пришел к доверию в том традиционном смысле, в котором идет речь. Для меня это очень большой, извилистый, местами очень трудный путь. Вот сейчас за 2 минуты я не смогу рассказать порядка 20 лет своей жизни. Потому что это вопрос про мои взаимоотношения с этим миром, то есть про всю мою жизнь. Если совсем вкратце, то переломным моментом стало то, что я вдруг понял, что я делаю все. Что там написано и все это работает. И мне не нужно стараться больше стать тем, кем я не являюсь. Ну мои знания и опыт показывают мне, что каждый из нас обладает определенными какими-то характеристиками. И для кого-то из нас доступно религиозно-мистическое выздоровление. А для кого-то недоступно. И я не могу взять и перестать быть сам собой. А самое главное, что в этом и нет нужды. Потому что на каждой спикерской начинают возникать именно эти вопросы. Ая отвечаю, что я сюда пришел разбираться не со своим мировоззрением.
Вопрос: Тогда скажи, на что ты опирался и как у тебя это получилось?
Ответ: Если совсем вкратце, то есть 2 основные ленты моего фундамента. Первая лента – это собственно программа, но именно как образ жизни, который четко и твердо диктует, как мне себя вести по отношению ко всем людям. А вторая – это Сообщество, содружество, спонсор, группа. То есть такая группа поддержки. То есть то, что мне нужно делать и есть определенная среда. Потому что то, что мне нужно делать, я пытался и раньше, но я был бессилен просто потому, что я один не могу. Никто из нас освоить этот новый образ жизни один не может. И естественно у меня бы ничего не получилось на этом пути, если бы рядом со мной не было моего спонсора, не было подспонсоорных, не было бы моих друзей в Сообществе, которые разделяют эти ценности. Это и есть та самая «питательная среда».
Вопрос: То есть той Силой, которая выше и сильнее оказались для тебя люди правильно я понимаю?
Ответ: Да нет конечно. Есть вопросы, которые нельзя упростить. Это вопросы, разговор о которых требует, в лучшем случае, отдельной спикерской. Самое важное, что здесь нужно понимать – что только совершенно конкретный образ жизни, напрямую вытекающий из сделанных шагов, в окружении единомышленников позволяет перестать пить и начать пить свободно и радостно. Ну вот так совсем вкратце.
Вопрос: Дальше вопрос от Саши. Такой вопрос житейский. Как там в 20-ке? Бухнуть не хочется? Как живется?
Ответ: Да здорово живется. Не в 20-ке, а сегодня здорово живется. Потому что это о чем речь? Мы постоянно говорим, что мы выздоровели, а от чего мы выздоровели? Понятно, что я уже давно не хочу выпить, я давно не вижу в людях алкоголиков только потому, что они купили бутылку коньяка в магазине. Ну купили и купили. Дело в другом. Что в процессе выздоровления от алкоголизма исчезает вот эта галлюцинация меня и приходит такое вот базовое основание, базовое ощущение. Что как же мне повезло вообще быть, почувствовать во всей этой движухе, которая началась там 4 с половиной миллиарда лет назад. Это такой джек-пот, что просто не о чем больше мечтать. И тогда все становится хорошо.
Вопрос: Последний вопрос от Дениса. Вот у меня какая-то саможалость, жить не хочется, на работу не хочется. Может быть есть какой-то совет, помимо посещения групп и вот этого всего?
Ответ: есть ли у тебя подспонсорные? Нет? Вот тебе и ответ. Мы делаем шаги только для того, чтобы быть в состоянии провести по ним других. Эта мысль простая, как палка. Программа только об этом. Нет никаких оснований ожидать, что мне станет радостно, если от меня как не было пользы, так и нет. А учитывая то, кем мы являемся, максимальное, что мы можем сделать полезное – это провести человека по шагам. Именно поэтому у нас есть группы и у всех гарантированно есть возможность быть полезными. Это необходимо всем нам. Без спонсирования нельзя ни на что надеяться.
Время собрания
(понедельник) 20:00 - 22:00 Посмотреть моё время