март, 2024
Вход и подробности
RUN
Детали собрания
Финляндия/Хельсинки Домашняя группа: Контакт ТЕМА: Применение 12 шагов АА во всех своих делах. С СУРДОПЕРЕВОДОМ Привет всем.
Детали собрания
Финляндия/Хельсинки
Домашняя группа: Контакт
ТЕМА: Применение 12 шагов АА во всех своих делах. С СУРДОПЕРЕВОДОМ
Привет всем. Меня зовут Владимир, я выздоровевший алкоголик. И я выражаю вам большую благодарность за то, что вы мне предоставили возможность поделиться своим опытом, силами и надеждой, и я постараюсь рассказать о том, как мне помогает программа выздоровления. Как с помощью применения принципов программы выздоровления в жизни я могу жить уже для меня, алкоголика, невероятно долгое время трезвым.
Я родом из Латвии, 10 лет прожил в Лондоне, в Великобритании. Сейчас я живу в Финляндии уже 5 лет. Я не буду подробно останавливаться на периоде пьянства. Но так в общих чертах расскажу, и, наверное, будет тогда ясно и понятно, почему я уже столько лет посещаю собрание анонимных алкоголиков. Я начал пить где-то в 14 лет. Алкоголиком я стал моментально. Вернее, я, наверное, и был алкоголиком, но после этой пресловутой первой рюмки процесс запустился, и заработал феномен тяги. Я стал пить сразу много и сильно. Порядка 20 лет жёсткого такого употребления алкоголя сначала с высоко поднятым флагом, а потом уже к 90 году, где-то к осени 90 года я пропил все, что возможно и невозможно. Потому что алкоголизм болезнь прогрессирующая, и мне пропивать было что. Я пропил все, что возможно и невозможно. Я говорю не только о материальных ценностях: квартиры, машины, гаражи и всякие видео, аудио и прочее, прочее. Я пропил свою семью, пропил своих сыновей в самом прямом смысле слова, сменял их на водку, потому что мне удобнее было пить без них, без семьи, без детей.
Я допился до бомжевания, до психушек, белых горячек, попыток самоубийства, потому что был в таком состоянии, что не мог пить и не мог не пить. Все прелести алкоголизма, все радости и прелести алкоголизма. И так произошло в моей жизни, что в октябре 90 года я узнал об анонимных алкоголиках. В смысле, получил информацию, что существует такое сообщество. Я понятия не имел, чем они занимаются. Я думал, что это какая-то секта очередная. Тогда был такой период в девяностые годы, начало девяностых годов, конец восьмидесятых, вся эта перестройка и прочее. Появилось масса всевозможных сект, всевозможных практик: духовных, психологических, психотерапевтических, каких угодно. Я думал, что это очередная, какая-то американская секта. Я на своё первое собрание пошёл с целью вывести этих сектантов на чистую воду. И, естественно, развести их на пузырь, развести их на какие-то деньги, чтобы у меня была возможность выпить. Но оказалось все совсем не так, как я себе представлял.
Когда эти люди начали говорить об очень знакомых мне вещах, о том, как они пили, что, как, почему и как они сейчас живут трезвыми. Я увидел, что эти люди не стали меня лечить, воспитывать, лечить от алкоголизма, говорить хороший я или плохой. А просто сказали, что «мы такие же, как и ты. И мы с помощью этого сообщества можем жить трезвыми». Я сразу поверил этим людям, потому что я алкаш, меня обмануть невозможно. Когда они начали рассказывать о том, как они пили, я видел, что это действительно… Алкоголик алкоголика видит издалека, идентификация, та самая пресловутая идентификация произошла. И все окей, я поверил этим людям, что можно жить и не пить. Но дело в том, что действительно произошло чудо, произошёл инсайт в моей жизни. А причём я был не каким-то запойным алкоголиком. Я был беспробудно пьющим алкоголиком. Если говорить о запоях, мой последний запой был 10 лет. Я был беспробудно пьющим алкоголиком. Не говорю, что каждый день мордой в салат, но употребление алкоголя каждый день и очень-очень часто мордой в салат до откачек. Я пил, пока я мог пить физически, когда я уже не мог пить физически, меня везли на откачку. И после откачки я опять выходил и уже с новыми силами мог продолжать пить.
И после первого собрания произошло чудо. Два часа общения с анонимными алкоголиками, и я, такой беспробудный алкаш, не пил 7 месяцев. Я не знаю, что это произошло. Что это за чудо такое было. У меня отбилось желание пить. Я не знаю, как и что там произошло, но, видимо, эта лёгкость, с которой я получил освобождение от алкоголя, сыграла определённую роль, и я сорвался через 7 месяцев. И потом был такой период в моей жизни, что я в течение 9 лет, посещая собрания анонимных алкоголиков, общаясь с алкоголиками, срывался очень много и часто. Хотя у меня были за эти 9 лет сроки трезвости по году и по полтора 2 или 3 раза. Я сейчас точно не могу вспомнить, но примерно такие. Я мог не пить и по 6, 7 месяцев, по 3 месяца, 4 месяца, ну, конечно, были и запои. И в перерывах между этими трезвыми промежутками были запои, они были кошмарные и страшные, потому что я вытворял такие вещи, которые не делал даже до периода анонимных алкоголиков.
Но, как бы там ни было, в большой книге есть такая фраза, что из общего числа алкоголиков, пришедших в АА и действительно приложивших усердие, 50% сразу же бросили пить навсегда, 25% встали на путь трезвости после нескольких срывов, а в состоянии остальных оставшихся было отмечено улучшение. Меня, наверное, можно отнести к этой последней четверти алкоголиков, потому что в моём состоянии наступило определённое улучшение. Я из беспробудно пьющего алкоголика стал запойным. У меня появились перерывы в моих пьянках, И, наверное, какие-то трезвые моменты жизни, как бы там ни было, но мозги стали немножко очищаться от алкоголя, я все-таки небольшое усердие прилагал. Я продолжал ходить на собрание анонимных алкоголиков, продолжал слушать, и, так или иначе, наступил этот момент. И с 15 августа 1999 года я живу, не употребляя абсолютно ни алкоголь, никакие другие психоактивные вещества.
Но, прожив 3 года, уже не употребляя алкоголь, я сел и схватился за голову, потому что у меня было жуткое состояние. Я не мог понять, что со мной происходит. Нафиг мне такая трезвость, если она не сделала мою жизнь лучше, моя жизнь стала ещё хуже. Ещё хуже. Я не пил алкоголь три года где-то, а у меня проблемы с обществом, проблемы с людьми, проблемы с друзьями, проблемы с женщинами, проблемы финансовые. Я был в такой заднице, что «мама не горюй». И мне было плохо очень, я был неудовлетворён жизнью. У меня все хуже и хуже становилась жизнь. При всем при этом я понимал прекрасно, не из-за страха, что если я выпью что-то со мной произойдёт, со мной одно могло произойти, я мог сдохнуть только, если бы я опять начал пить. Но не из-за страха, что я сдохну, потому что уже даже реально подумывал о том, чтобы, может быть, действительно взять и повеситься, и причём это не было таким спонтанными эмоциональными всплесками, когда во время пьянства были попытки самоубийства, а это я уже сознательно думал о том, что надо заканчивать с этим, потому что плохо было, очень плохо. И назрел такой насущный вопрос: а что делать, как жить, как сделать свою жизнь не существованием в яме, полной дерьма, а радостной и счастливой. Такой, как у нас говорится. Часто можно услышать о том, что мы – алкоголики, радостные, счастливые и все такое.
И я стал интересоваться у членов АА, которые декларировали то, что там, что написано в большой книге, мол, они теперь радостные, счастливые, и жизнь прекрасна: как вы к этому пришли, что вы делали для того, чтобы закончить этот ад? И к моему величайшему изумлению оказалось, что у анонимных алкоголиков в сообществе есть программа выздоровления, используя принципы которой во всех своих делах, как написано в 12 шаге, можно достичь этого результата. Но, понимаете, 9 лет в сообществе, 12 лет уже я был в сообществе, из них 3 года уверенного неупотребления алкоголя, а здравомыслия никакого, потому я, зная наизусть большую книгу, не мог никак понять простых вещей, которые там действительно написаны, потому что со здравомыслием серьёзные проблемы. И я начал пытать впереди идущих. И эти люди были там моими спонсорами. Мне повезло с этими спонсорами, потому что из них никто меня не проводил по шагам, не работал по шагам, а каждый из них, делясь своим опытом, рассказывая мне о том, как он понимает и применяет принципы этой программы выздоровления во всех своих делах, пытаясь донести до меня мысль, что мне самому надо научиться. Мне самому надо учиться и стараться применять принципы этой программы выздоровления в своей жизни, а не работать по шагам. Потому что это программа действия, а иначе толку не будет. И я до сих пор, честно говоря, не понимаю нашего ААшного сленга «пройти шаги», «работать по шагам», «делать шаги» и так далее. Прошёл шаги, а что дальше? Вопрос: а что дальше? Получил сертификат или аттестат — и все, жизнь стала хорошей. Я рассказываю только о себе.
В 12 шаге чётко и ясно сказано «и применяли эти принципы во всех наших делах». А какие принципы? Я не понимал, и меня ткнули носом в текст и спросили: «Читать умеешь? Понятным русским языком написано». Сейчас я процитирую. «Многие из нас восклицали, что за режим я не могу следовать ему до конца. Не отчаивайтесь. Никто из нас не мог совершенно безупречно придерживаться этих принципов. Мы не святые. Главное в том, что мы хотим духовно развиваться. Изложенные принципы». Изложенные принципы. Принципы программы выздоровления, изложенные в виде 12 шагов. Как применять? Это программа действий. И мы стали со спонсорами, с одним сначала, мы стали думать, что такое. В какой-то мере мне повезло. Я уже немножко знал английский язык, человек, с которым я работал, он тоже знал английский язык, и мы пытались читать в оригинале нашу программу. Мне, честно говоря, не совсем было понятно, что такое потеря контроля в первом шаге. Что я бессилен перед алкоголем, у меня с этим сомнений никаких не было. А что такое потеря контроля? И тут в оригинале, мы нашли возможность найти оригинал на английском языке, и там абсолютно точный дословный перевод будет такой: «Мы признали, что мы были бессильны перед алкоголем, что наши жизни стали неуправляемы». То есть в первом шаге говорится о бессилии перед алкоголем и только. И следует вывод: вследствие бессилия перед алкоголем жизнь стала неуправляемой, и честное признание перед этим фактом даёт мне возможность попросить помощи.
Автоматом сразу переход ко второму шагу. Для меня первый и второй шаг неразделимы. Признания факта, что я бессилен перед алкоголем и что моя жизнь стала неуправляемой, даёт мне возможность попросить помощи, то есть обратиться к силе, более могущественной, чем моя собственная, потому что все просто. Честность в признании своего бессилия и в желании избавиться от него и сделать свою жизнь управляемой. Как признать своё бессилие? Для меня это было не сложно. Моя жизнь меня не устраивала абсолютно. Она катилась под откос. Алкоголь для меня не являлся облегчением и радостью. Я пил только для того, чтобы как-то поддержать своё существование. У меня с семьёй никаких проблем не было, потому что семью я давно пропил, у меня на работе тоже не было проблем, потому что я был безработный. Меня ни на одной работе не держали. Вот со здоровьем у меня были проблемы. У меня были алкогольные психозы, белые горячки и так далее. И при этом я продолжаю пить, потому что я не могу не пить, потому что я алкоголик. Ну, о чем тут говорить? Конечно, я бессилен перед алкоголем.
Несмотря на все эти проблемы, уже понимая, что все мои проблемы, собственно говоря, по жизни созданы именно употреблением алкоголя, при этом я не могу остановиться и продолжаю пить. Ключевое слово для меня было в этом тексте «были». «Мы признали, что мы были бессильны перед алкоголем» написали эти люди в 35 году, в 39 издали эту книгу. Они смогли найти решение проблемы. Они такие же конченные, они такие же безнадёжные алкаши, как я, они были бессильны, а теперь они нашли решение этой проблемы. Они больше не бессильны, они не пьют, они живут трезвыми, потому что, если бы они продолжали быть бессильными, они бы пили. И это даёт мне надежду, что я, обратившись за помощью к ним, тоже смогу решить свою проблему.
Итак, первый шаг. Признать, что у меня проблемы с употреблением алкоголя осознать и признать свою неспособность справиться с моим алкоголизмом, иметь желание решить эти проблемы, обратиться за помощью, посещать собрания, читать литературу, использовать памятку «Только сегодня», это очень хорошая памятка. Только сегодня слушать опыт других алкоголиков, которые уже имеют опыт этих принципов, этой программы выздоровления. И, возможно, они могли бы стать моими спонсорами. Это и есть для меня применение принципов первого и второго шага во всех своих делах. Ещё о втором шаге. Что такое обратиться к силе более могущественной, чем моя собственная? Если я обращаюсь за помощью в решении любой проблемы, будем конкретно говорить об этой проблеме. Если я обращаюсь за помощью в решении проблемы алкоголя, неважно, к кому я обращаюсь: к наркологам, к знахарям, к бабкам каким-то заговорщицам или к экстрасенсам, или в церковь – неважно. В конечном итоге я прихожу в АА, и тоже я обращаюсь к ним с одним вопросом: «Помогите!». Неважно, к кому обращаюсь. Важно, что я обращаюсь с запросом о помощи. Я говорю: «Помогите!». И это по определению является обращение к силе, более могущественной, чем моя собственная. На тот момент у меня не было никаких… Я, в принципе не атеист, но дальше об этом скажу. Но у меня не было никаких вопросов метафизического плана. Я обратился за помощью: «Помогите мне решить мою проблему!».
Для меня было ясно, что если я обращаюсь за помощью, то раз они мне могут помочь, значит, по определению их сила более могущественная, чем моя собственная. Так что с первым и вторым шагом у меня проблемы не было, с применением этих принципов. И эти два принципа мне дают возможность решить проблему употребления алкоголя. И, по сути, я применяю эти два принципа в своей жизни. Я до сих пор применяю эти два принципа в своей жизни постоянно, уже 24 года, больше, чем 24 года. У меня проблема употребления алкоголя решена. Но у меня не решена проблема моего алкоголизма, потому что жизнь моя-то дерьмовая, мне плохо, и жить я дальше так не могу. Для меня оказалось, что просто не пить — это ещё не выход, это не решение для меня. Мне нужно что-то делать со своей жизнью, потому что я не умею жить трезвым. И дальше мне пришлось понять, что алкоголизм — это следствие того, что я не умею жить трезвым, и алкоголь долго времени держал меня в иллюзии, что я живу. Пока не привёл меня в самом прямом смысле к порогу смерти, потому что у меня уже все.
Если я хочу, чтобы моя жизнь стала счастливой и радостной, мне нужно что-то делать со своей жизнью. И это как раз 3 шаг. В русскоязычном тексте звучит шаг так: «Приняли решение препоручить нашу волю, нашу жизнь Богу, как мы его понимали». В то время в Латвии, где я жил, тогда ещё проходили полные дискуссии по поводу того, что как правильно «препоручить» или «перепоручить». Как понимать Бога, как не понимать его и так далее. И я никак не мог понять, как применять этот принцип третьего шага в своей жизни. И много рассуждая, дискутируя в ААшных кругах по этому поводу, я пришёл к выводу, что препоручение или перепоручение — это не действие какое-то, а это процесс. И что результат я, возможно, увижу в 11 шаге.
На этом я остановился в работе по шагам, потому что так получилось в моей жизни, что как раз это был уже где-то 2004 год, я уехал в Лондон тогда. Потому что сложились такие обстоятельства, Латвия стала государством, членом Евросоюза, и можно было спокойно уехать. Я смылся в Лондон, потому что меня, в принципе, Великобритания давно интересовала в различных аспектах. Мне было очень интересно посмотреть на этот туманный Альбион своими глазами. Конечно, я сразу в Лондоне нашёл анонимных алкоголиков, начал ходить на собрания. Я был в шоке, потому что там 700 собраний в неделю, в любое время, с утра до вечера, с 7 утра до 8 вечера. В любом районе этого громадного мегаполиса всегда можно найти группу анонимных алкоголиков в любое время. Мне дали книжку такую.
Начал ходить на собрания группы, которая была поближе мне к месту проживания. Эта группа стала моей домашней. И мне опять повезло. На собрание однажды пришёл англичанин, он говорил по-русски, он по профессии учитель английского языка. Он ещё и по-русски говорил, с акцентом, конечно, но тем не менее. Я попросил его быть моим спонсором, и мы начали с ним дальше изучать большую книгу и учиться применять принципы этой программы выздоровления во всех своих делах. Мы начали с третьего шага, потому что там написано по-английски. Мы вместе с англичанином Саймоном переводили. И наиболее близкий по моему пониманию перевод к оригиналу для меня был такой: «Приняли решение изменить нашу волю и нашу жизнь так, чтобы Бог, как мы понимали его, заботился о на». И пазл для меня сложился. Потому что с этим препоручением или перепоручением у меня как-то непонятно было все, не было никакой реальной концепции, чёткой и ясной концепции Бога. Я не понимал, кому мне перепоручать жизнь. А тут пазл для меня сложился: мне нужно принять решение изменить свою жизнь, отказаться от старых каких-то ложных убеждений с целью обрести новое мировоззрение. И чтобы я мог строить свои отношения с окружающим миром на новой основе. Это такая практическая сторона третьего шага. А духовная — это отношения с Богом, как я понимаю его. А я никак не понимал.
В тексте русскоязычном после перечисления шагов есть такое резюме: «Наше описание алкоголика глава, обращённая к агностику, а также истории из нашей личной жизни до и после принятия программ выявили три существенных момента:
а) мы были алкоголиками, не могли управлять своей жизнью.
Что это? Резюме первого шага.
б) возможно, никакая человеческая сила не смогла бы нас избавить от алкоголизма.
Это резюме второго шага. В русском тексте написано «Бог мог избавить и избавит, если обратиться к нему». А как я уже говорил, мне непонятно было к кому мне обращаться. И тут мы читаем оригинал, и там последний пункт: «Бог мог избавить и избавит, если искать его». И все. У меня пазл сложился, я принимаю решение изменить свою жизнь так, чтобы Бог, как я его понимаю, заботился обо мне, и занимаюсь поисками Бога. Все. С третьим шагом мне все стало ясно и понятно. И я этим занимаюсь до сих пор, между прочим, поисками Бога, хотя у меня сейчас уже сложилась определённая концепция, я много читал, узнавал по поводу Бога, по поводу Высшей силы. И теперь я знаю, кому перепоручать, если можно так сказать.
И что об изменении жизни. Как это делать, что делать для того, чтобы изменить свою жизнь? Видимо, надо начинать с себя, с познания себя: кто я, что я, почему и так далее. И это как раз начинается с четвертого шага. Там чётко и ясно написано: «Глубоко и бесстрашно оценили себя свою жизнь с нравственной точки зрения. С моральной, с нравственной точки зрения. В тексте написано: «Поэтому мы начали с проверки личных моральных качеств». То есть, в четвертом шаге нет никакой психологии, нет никакого научного умствования. Там ничего такого нет. Там оценить себя с моральной, с нравственной точки зрения, по какому моральному кодексу я жил, каковы были мои моральные принципы, по которым я жил, из чего мои моральные принципы сложились, как они сформировали мои отношения с окружающим миром. А сложились они из тех чувств, из того моего восприятия, из того моего мировосприятия, которое базировалось на дефектах моего характера. Задача и цель четвертого шага: выявить эти дефекты моего характера.
Пятая глава, которая посвящена в русском тексте, она называется «Программа действий», что мне тоже было… Видимо, я такой тормоз или туповатый, но мне непонятно было: что за программа, для кого она действует, как-то абстрактно это было для меня. Как она действует, кого она действует, кому она действует. И тут я в оригинале читаю «как это работает», и мне становится понятно. Такой у меня склад ума. Ага, вот она инструкция, это работает так, так, так и так. Нужно только следовать этой инструкции, и все будет окей. И в конце этой 5 главы чётко и ясно написано, что если вы приняли решение и составили перечень основных ваших недостатков, то это хорошее начало. Из этого вытекает, что вы сумели понять изрядную долю правды о себе. То есть. вот суть 4 шага. Узнать изрядную долю правды о себе, то есть нарисовать свой моральный портрет. Там говорится о том, что оценили себя нравственно с моральной позиции. Нарисовать свой моральный портрет. Я нарисовал свой моральный. Это сделать это достаточно несложно, оказалось. Потому что там инструкция, как это делать. Надо сделать таблицу из трех колонок. В первой колонке выписать конкретных человека организацию или учреждение, на которых я…
У нас в тексте тоже написано, что обиды в первой колонке, но на самом деле в оригинале, в тексте пятой главы, посвящённой 3, 4 шагу, часто упоминаются слова обида, раздражение, злоба, эгоцентризм, а в оригинале все эти черты чувства характера объединены одним словом – резентмент. В русском переводе большой книги точного, дословного перевода этого слова на русский язык нет. Хотя в словаре можно найти, в словарях оно переводится иногда как обида. На самом деле резентмент — это переживаемые нами снова и снова чувства гордыни, обиды, злобы, страха, раздражения, недовольства, ненависти, осуждения, презрения, высокомерие нечестности, похоти и всего чего угодно. И эти наши чувства, они могут быть не связаны с каким-либо причинённым нам вредом. Они могут просто выражать наше отношение к человеку или к группе людей, и позволяют нам чувствовать себя лучше и выше этих людей. Поэтому нужно написать в первую колонку каких-то конкретных людей, на которых я испытываю весь этот комплекс, не только обиду.
Потом вторая колонка — это конкретная ситуация, реальный случай из моей жизни, который меня до сих пор как-то мутит в голове. И в третьей колонке я записывал все, что было во мне задето. Гордыня, эгоизм, жалость к себе, злость, раздражение. Ну и так далее. Разбирая с моим спонсором некоторые случаи из моей жизни, я выяснил, что некоторые случаи из моей жизни, описанные в этой таблице, когда я писал, выяснились интересные вещи. Оказывается, что те действия, которые проявляли по отношению ко мне люди, которых я считал мерзавцами, негодяями, плохими и далее, и так далее, они были очень часто всего лишь ответной реакцией на мои действия по отношению к этим людям. Я сейчас процитирую: «Себялюбие, эгоцентризм — в этом, мы полагаем, корень всех наших проблем. Ведомые разными формами страха, самообмана, своекорыстия, жалости к себе, мы расталкивали локтями окружающих, а они нам платили той же монетой. Иногда они причиняли нам боль без всякого, как нам казалось, повода, но мы неизменно обнаруживаем, что когда-то давно выбор сделали, думая лишь о себе. И поэтому-то нам и досталось впоследствии». Что очень чётко отражает вот именно это.
Я нарисовал свой моральный портрет. И когда я увидел, наконец, что практически всю жизнь, был гордецом, эгоистом, высокомерным лжецом, бабником, похотливым, жил в недовольстве, раздражении, испытывал по отношению к людям ненависть, злобу, презрение, нарисовался мой моральный портрет, задача и цель четвертого шага была выполнена. Я узнал изрядную долю правды о себе, но с этим ведь что-то надо делать.
И дальше, если я хочу стать радостным и счастливым, тогда следующий 5 шаг: признали перед Богом собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений. Это по своей сути исповедь. Исповедоваться, то есть рассказать ту самую узнанную правду о себе другому человеку, не обязательно в религиозном понимании исповеди, потому что для верующих людей — это отличная возможность сделать в рамках своей конфессии. У меня так в конечном итоге и получилось. Я исповедовался, рассказал все о себе почти честно, почти без прикрас, почти все. И я не святой, я не могу быть честным до конца. Пока ещё во мне все эти дефекты характера есть. Человек, выслушавший меня, сказал хорошую вещь, которая мне даёт надежду. Он сказал: «Не так важно, как человек начал свою жизнь. Гораздо важнее, как он её закончит». И вот это даёт мне надежду на то, что закончить мне свою жизнь удастся лучше, чем я её начинал. Так или иначе принцип 5 шага применён. Возможно, мне ещё когда-то придётся исповедоваться.
Дальше 6, 7 шаги. Но применение принципов 6, 7, шагов я стараюсь делать в рамках своего понимания Бога. И, соответственно, в рамках моей конфессии. Это очень просто. Общаясь с людьми, работающими, например, в небесной канцелярии, я не знаю, что об этом сказать. Я не теолог, в богословских вопросах разбираюсь плохо. Единственное, что я полагаю, шестой шаг – это осмысление того, насколько честно, я применяю предыдущие 5 принципов. Об этом, кстати, в большой книге написано, что «перечитав первые 5 шагов, мы спрашиваем, не упущено ли нам что-нибудь, ведь мы строим арку, через которую мы выйдем в жизнь свободными людьми. Прочно ли мы строим, все ли кирпичи лежат на месте, не сэкономили ли мы на цементе, который пошел в фундамент? Если ответы на эти вопросы удовлетворяют нас, мы можем перейти к шестому шагу». Применение принципов 6, 7 шага — это общение с Богом, как я понимаю его, молитва, медитация и так далее. Верующим людям хорошо это делать в рамках своей конфессии.
Дальше 8 шаг. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло и преисполнились загладить свою вину перед ними. Такой перевод меня смущал еще до того, как я в Англию поехал. Я, может, и моральный урод, но не доктор Зло, мировое зло. Переводя с Саймоном, мы перевели следующим образом: составили список всех те людей, кому мы нанесли ущерб и преисполнились желанием возместить нанесённый ущерб им всем. В основном это были люди из 4 шага, добавились и не только из 4 шага. Я взял этот лист бумаги, составил список. Если я составил такой список, то принцип применён в жизни. Можно идти дальше.
Дальше 9 шаг. Лично возмещали причинённый этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому. Это для меня оказался один из самых сложных в реальном применении принципов. Очень страшно и стыдно, трудно идти к людям и возмещать ущерб, но и возмещение ущерба делится, по моему пониманию на 2 части. Это материальный ущерб и моральный ущерб. С материальным достаточно просто теоретически. Если я украл, одолжил, не отдал деньги, сломал мебель. Если нанёс материальный какой-то ущерб, то мне надо просто вернуть украденные или занятые деньги, золото, бриллианты, водку и так далее, отремонтировать или купить мебель, то есть возместить именно тот материальный ущерб, который нанёс. Здесь все в теории просто и понятно. А на практике идти к людям, которым нанёс этот большой материальный ущерб тяжело и страшно. Ходил я с трясущимися поджилками, но, слава Богу, все пронесло. С моральными долгами гораздо проблематичнее. Тут деньгами не отделаешься. Я говорил о том, что в своё время я фактически пропил, поменял своих сыновей на водку. Когда я бросил семью из-за водки, им как раз было 10 и 14 лет. Возраст, когда пацанам отец, наверное, нужен больше всего.
И вот мне пришлось доказывать, не доказывать, а показывать им, что я стал другим человеком. И это заняло у меня около, наверное, 9-10 лет. Я старался показать своим образом жизни, что стал другим человеком, что слова и обещания ничего не дают, только дела. И они видят, что за эти годы действительно папаша больше не треплет языком, как раньше, раздавая направо и налево пустые какие-то обещания и клятвы. А что реально что-то делает, чтобы изменить. У нас отношения с ними изменились. Мы сейчас, слава Богу, в очень хороших отношениях. Они опять меня признали своим отцом, они уже взрослые мужики, конечно. Так или иначе, мне им до конца жизни возмещать этот ущерб, который я нанес в свое время. Есть люди, которых очень трудно встретить, есть еще что возмещать и в оральном, и в моральном плане. Таким образом, я применяю принцип девятого шага во всех своих делах.
И дальше 10 шаг: продолжали самоанализ и когда допускали ошибки, сразу признавали это. Нет в 10 шаге никакого самоанализа. Точный, дословный перевод: продолжали моральную инвентаризацию, и когда совершали ошибки, сразу признавались в этом. Это каждодневный четвертый шаг. Мне нет необходимости каждый день писать сейчас уже таблицу из трех колонок. Мне достаточно слушать голос моей совести, и она мне всегда подсказывает, где и как я опять был моральным уродом, и как мне это исправить.
11 шаг: стремились путём молитвы и размышления углубиться с Богом, как мы понимали его, молясь лишь о знании его воли, которую нам надлежит исполнить и даровании силы для этого. Тоже самое, что 6, 7. Это мои личные взаимоотношения с Богом, как я понимаю его, и, соответственно, я применяю принципы этого шага, так же, как и в случае с 6 и 7 шагом.
12 шаг. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах. Я ничего не могу сказать о том, пробудился я или нет. Это моё, конечно, понимание. Наверное, что-то во мне произошло, какие-то изменения в моей жизни есть, потому что я — конченный алкаш, не пью уже скоро, наверное, будет четверть века. Я надеюсь, что доживу до этого момента. Как бы там ни было, об этом не мне судить о моём духовном пробуждении или моём духовном росте. А я считаю, что об этом пусть судят люди, которые меня каким-то образом окружают или знают меня. Весть о программе выздоровления я стараюсь доносить до алкоголиков и не только в рамках анонимных алкоголиков. Я уже не пью относительно приличное для меня время. Жизнь более менее устаканилась, стала временами радостная и счастливая. Я освободил свою жизнь от ненужных вещей. Действительно часто чувствую прилив счастья, удовольствия, освободился от необходимости доказывать свою правоту, перестал контролировать ситуации, людей и так далее. Освободился от постоянной потребности жаловаться на множество вещей: на людей, на ситуацию.
Я думаю, что никто и ничто не может меня сделать несчастными, никакая ситуация не может меня огорчить, потому что не люди и ситуации вызывают у меня те или иные чувства, а тараканы в моей башке. Но с моими тараканами у меня сейчас у нас договор, у нас паритетные отношения. У нас конституционная монархия с моими тараканами. Они заседают у себя в парламенте, а решение принимаю я. Я перестал притворяться. Я думаю, что я поснимал все свои маски, отпустил прошлое. Это, наверное, самое сложное. Мне нравится моя трезвая жизнь. Люди, которые меня знали раньше, говорят, что да, «ты все вроде тот же, но ты сейчас стал другой».
Спасибо, что выслушали.
Вопрос: считаешь ли ты срыв этапом выздоровления?
Ответ: нет, конечно. Какой же это этап выздоровления? Это просто моя очередная ошибка, которая мне даёт, видимо, возможность опять подняться ещё раз, но если я, как у меня это было, в течение 9 лет падал, поднимался, падал, поднимался, если я такой тупой и тормоз, на моём примере не надо делать себе отмазку: «А вон чувак 9 лет срывался, пьянствовал, а уже 24 года не пьёт». Если бы я не срывался, не пьянствовал, я бы сейчас больше 30 лет жил бы вот этой жизнью хорошей. На мой взгляд, срыв это нет. Причём срыв — это же ведь не когда я уже поднимаю рюмку, срыв начинается гораздо раньше, намного раньше начинается. Но это такой очень длинный вопрос, долгий разговор по поводу срыва. Короче, срыв, на мой взгляд, ни в коем случае не этап выздоровления. Нельзя его так называть.
Вопрос: ты живёшь одним днём. Прошлого не существует, будущего тоже нет, поэтому ты себя называешь выздоровевшим алкоголиком. Прошлого, будущего не существует, поэтому срыва нет. Если я живу 24 часами, я выздоровевший алкоголик?
Ответ: у меня немножко другое. Я понимаю выздоровевший алкоголик — это концепция анонимных алкоголиков, причём я называю себя выздоровевшим алкоголиком только в рамках анонимных алкоголиков, потому что с медицинской точки зрения — это нонсенс. В рамках сообщества анонимных алкоголиков концепция анонимных алкоголиков говорит о том, что у алкоголика нет никакой защиты от первой рюмки. Как только он эту первую рюмку выпивает, он не может не выпить первую рюмку. Алкоголик — это такой человек, который не может не пить. Я лично такой алкоголик, я не мог не пить. Без алкоголя я не мог просто жить, а выздоровевший алкоголик — это алкоголик с этой медицинской точки зрения, потому что вся эта биохимия существует. И если я сознательно употреблю хоть каплю алкоголя сознательно, рассчитывая на заморочки в голове, то я моментально опять вернусь в то же самое состояние, что и 25 лет назад. Но дело в том, что у меня нет желания. Я не хочу.
Благодаря программе выздоровления, принципы который я стараюсь применять во всех своих делах, у меня нет желания употребить алкоголь. А если у меня нет желания, то и биохимия не работает, все. Поэтому я алкоголик, который, может абсолютно спокойно не пить. И дальше можно перейти, что здесь и сейчас, или то, что в анонимных алкоголиках мы говорим, что сегодня я не пью, только сегодня я не пью, только здесь и сейчас. И для меня не существует ситуации здесь и сейчас, которая бы сподвигла меня на поднятие первой рюмки. Лет 12, наверное, уже говорю, что я выздоровевший алкоголик. Мне периодически говорят: «А, ну так ты можешь пить»? Нет, я выздоровевший именно потому, что я могу не пить. Я алкоголик, который может не пить
Вопрос: скажи, как преодолевать тягу? Я первый день трезвая, не могу тягу преодолеть.
Ответ: да, я знаю в начале, в начале выздоровления это очень тяжело, очень трудно, конечно. Хочется выпить. В контексте именно большой книги анонимных алкоголиках тягой мы называем несколько другой момент. То, что происходит с алкоголиком, этот феномен тяги, он возникает уже после употребления той самой пресловутой первой рюмки. А выпить эту первую рюмку хочется, желание выпить. Почему у алкоголика есть такое желание выпить? Потому что он алкоголик, потому что он болен алкоголизмом, и рано или поздно у алкоголика происходит желание поднять эту первую рюмку, против которой у него нет защиты. Когда я пришёл в анонимные алкоголики, у меня произошло такое, у меня был инсайт. Я говорил о том, что такое первый шаг. Это постоянные собрания, постоянное общение с алкоголиками. Очень хорошо читать книгу «Жить трезвыми». Это настолько прекрасная книга, мы ещё называем её жёлтая книга, где есть практические советы о том, как удержаться от первой рюмки. Как не выпить здесь и сейчас.
Физическое желание, если сдержаться, оно проходит достаточно быстро. Стараться в свою голову вбить формулу, что я не пью, сейчас для меня не существует повода для того, чтобы выпить. Тут надо поработать над собой. А кто говорил, что будет легко? Я знаю, у каждого человека с любым сроком трезвости всегда, когда у кого-то был первый день, второй день, третий день, первая неделя, первый месяц и так далее, я прекрасно помню те состояния, которые были. Нужно делать что-то с собой, нужно работать, нужно применять определённые усилия. Ходить на собрания, общаться с алкоголиками, не быть голодным, не быть утомлённым, не быть одиноким, читать литературу, признать однозначно для себя, что я не способен ничего сделать сам, я абсолютно бессилен в употреблении, я абсолютно бессилен перед алкоголем. Мне могут помочь мои друзья из сообщества. Они мне дадут книгу, я с ними поговорю и так далее. Работать надо с собой.
Вопрос: я первый день, первый раз, можно так сказать, обратилась к анонимным алкоголикам, вы первые меня ввели в курс дела. Я хотела спросить, возможно ли проходить программу, есть ли какие-то группы онлайн? Или это неэффективно, имеет смысл только группа с живым общением?
Ответ: а где мы сейчас находимся? Мы находимся на собрании анонимных алкоголиков, и, собственно говоря, ещё существует масса других в онлайн. Не только аа24онлайн. Моя домашняя группа «Весвало», она в телеграмме есть. В телеграмме ещё есть другие группы. Конечно, в онлайн сейчас много. Я не вижу ничего в этом. Я слышал такую критику по этому поводу, что в онлайне не выздороветь и так далее. На мой взгляд, это жизнь, собственно говоря, она идёт вперёд, появились технологии. Если бы в моё время, в семидесятые годы прошлого века были такие технологии, может, я и быстрее бы поумнел. Может быть, я смог общаться с алкоголиками, и это меня удержало бы от выпивки. Идеи, которые анонимные алкоголики доносят, они бы донесли до меня гораздо раньше. Поэтому, конечно, можно, но, тем не менее, все-таки ходить, если есть такая возможность, посещать собрания в реале, это тоже очень хорошо, если уж совсем нет такой возможности. Самый лучший вариант — это и туда, и туда.
Вопрос: когда хотелось выпить первое время, какие инструменты программы ты применял?
Ответ: посещение собраний, телефонное общение. Тогда было сложнее с этим, но все равно можно было. В любой квартире все равно телефон находился всегда. Мобильных не было, конечно, но стационарные телефоны с проводами в квартирах стояли. Общение с анонимными алкоголиками. Великолепная есть вещь «Только сегодня». Это такие классные упражнения, как можно упорядочить свою жизнь. Чтение литературы, большой книги. «Жить трезво» — это очень хорошая книга. Набираться знаний от сообщества анонимных алкоголиков. Все мы знаем, как удержаться от первой рюмки. Другой вопрос, что мы не очень хотим это делать. Если бы мы прикладывали столько усилий, если бы я прикладывал столько усилий для своего выздоровления, сколько я прикладывал усилий для того, чтобы выпить, я бы уже давным-давным давно… То есть приложить определённые усилия для того, чтобы удержаться от этой первой рюмки, иначе ничего не получится. Никто, никакая Высшая сила, никакой Бог ничего не будет делать вместо меня и за меня. Понимаете? Я все понимаю. Я все могу сказать. Можно и перепоручить, и обратиться к Богу и так далее, но если я чего-то не буду делать сам, если я не буду идти по пути, предложенному мне Богом, то ничего не получится. Не будет никакой Бог, никакая Высшая сила работать за меня.
Вопрос: есть ли спонсируемые? Книгу читаете, если есть?
Ответ: у меня за все эти годы было очень много так называемых спонсируемых. Читает книгу он, потом мы обсуждаем прочитанное, но я не читаю книгу ему и не говорю, что вот здесь написано то-то и то-то, и это ты должен понимать так и так. Я ему говорю: «Ты будешь читать книгу сам, и ты мне будешь рассказывать, что ты там вычитал. И тогда мы будем с тобой это все обсуждать».
Вопрос: что такое выздоровление от алкоголизма? Кто такие люди и как получить защиту от мира и от людей в агрессивной среде?
Ответ: что такое выздоровление от алкоголизма? Я не могу выздороветь с медицинской точки зрения от алкоголизма, потому что алкоголизм — это такая болезнь. Я не могу выздороветь в том плане, что не могу начать пить, как обычные люди, которые могут позволить себе выпить на Новый год бокал шампанского и дальше не продолжать. Если я на Новый год выпью бокал шампанского, то это закончится очень печально для Нового года. В этом плане выздороветь или излечиться от алкоголизма нельзя ни в коем случае, но, как я уже говорил, концепция анонимных алкоголиков говорит о том, что у алкоголика нет никакой защиты от первой рюмки, потому что алкоголик, на собственном опыте это знаю, как я только выпиваю первую рюмку, у меня включается этот феномен тяги. Это вихри, биохимия, психика начинает работать и все, меня уже не остановить. Я буду пить. Выздоровление это получение защиты от этой первой рюмки, и я получил эту защиту от первой рюмки. У меня нет желания выпить. Оставаясь на биохимическом плане алкоголиком, я не пью уже много лет, поэтому я считаю, что в этом плане можно алкоголика назвать выздоровевшим. Алкоголик, который может не пить.
Как чувствовать себя спокойно в агрессивной среде? У меня нет вокруг агрессивной среды. У меня агрессивная среда была, когда я пил, там чувствовать себя никак невозможно было спокойно. А сейчас у меня просто нет агрессивной среды. Не знаю, насколько я ответил, но как по-другому, не знаю.
Вопрос: как отличить волю Бога от своеволия?
Ответ: над этим вопросом человечество уже бьётся не знаю сколько лет, а вы хотите, чтобы простой алкоголик вам ответил такой сложный философский вопрос. Трудно мне сказать по этому поводу, как отличить волю Бога от своей воли. Я хочу очень всякого много, я хочу удовольствия, радости, много денег, ничего не делать, беззаботно жить и так далее. Хочу, чтобы мне было все время хорошо, чтобы меня окружали только хорошие люди, чтобы у меня не было никаких проблем по жизни. Я много чего хочу, это моё своеволие. Что такое своеволие? Своеволие — это мои желания, которые я хочу, чтобы выполнялись. Что хочет Бог, я, честно говоря, не знаю. Потому что если бы я знал, чего хочет Бог, я бы на его уровне был, общался бы с ним. Но я точно знаю, чего он не хочет. Он не хочет, чтобы я пил, он не хочет, чтобы я дрался, он не хочет, чтобы я нарушал моральный кодекс, 10 заповедей: не укради, не убий, не возжелай и так далее. Он мне говорит, чего он не хочет, чтобы я делал. По большей части я стараюсь делать то, чего он не хочет. А когда я стараюсь делать то, чего не хочет Бог, тогда мои своевольные желания, те, которые диктуют мне моё эго, они становятся на второй план, на них времени не остаётся, потому что стараться делать то, чего не хочет, чтобы я делал Бог, это достаточно трудоёмкий процесс.
Вопрос: когда что-то случилось, я принимаю волю Высшей силы, а когда ситуация предлагает выбор, как принять решение?
Ответ: откуда я знаю, как вам принять решение? Наверное, у каждого человека, наверное, внутри есть какой-то внутренний голос или ещё его называют голос совести. И этот голос подсказывает, какое решение мне принять в той или иной ситуации, в том или ином случае в моей жизни. Наверное, слушаться этого голоса. У меня, я честно скажу, не всегда получается. Как только я делаю что-то не так, сразу жизнь бьёт, но как только я наступил на очередные грабли, я сразу получаю. Но делать надо выводы из этого. Потому что не ошибается, не получает граблями только тот, кто ничего не делает. Это, конечно, не оправдывает того, что я регулярно наступаю на грабли, но, тем не менее, это учит меня определённым вещам в жизни. Все такие моменты жизненные я воспринимаю как уроки
Вопрос: как пережить острый абстинент не похмеляясь?
Ответ: в идеале, конечно, поехать в какое-то медицинское учреждение, чтобы там откапали, откачали и так далее. Если нет такой возможности, ну, есть народные средства: рассолы там и все такое прочее, газированная вода, минералка, холодный, горячий душ, в зависимости от физического состояния, конечно. Я помню, в молодости, когда начинал пить, я мог нажраться, серьёзно употребить, а на утро просто применить какие-то такие вещи, потому что здоровья немерено было, и спокойно добраться до этого вожделенного пойла, когда магазин откроется в 11 часов, спокойно до этого дожить, а уж в старости, конечно, под конец моего пьянства, там уже было тяжело. Невозможно было выдержать все это. А если ещё физиологическое состояние нормальное, тогда это вполне реально, не похмелиться. Тут ещё нужно принять для себя, что я хочу с этим покончить. Я уже неоднократно говорила о том, что для того, чтобы начинать трезвую жизнь, себя нужно на это мотивировать. Никто вместо меня ничего не будет делать. Никто не будет за меня страдать, я знаю прекрасно, что это страдание, когда нужно похмелиться, а нужно себя заставлять мучиться день, иногда два. Если ещё стадия не очень сильная, тогда на второй день уже более или менее. Есть такое мнение, я с ним согласен, что отходишь столько, сколько пил. Три дня пил — три дня будешь отходить. Неделю пил — неделю будешь отходить. Я пил 30 лет, отхожу уже 25 скоро будет. Мне ещё лет 5 отходить. Воспитывать себя, работать над собой.
Вопрос: насколько важно взаимопонимание со спонсором?
Ответ: я хотел бы сначала сказать о том, кто такой спонсор у анонимных алкоголиков. Это не гуру, не учитель, и мне, честно говоря, не нравится слово наставник, потому что наставник — это человек, который наставляет, который учит. Наставник — это человек, который говорит, тебе надо делать так, так, так, и вот так. А в анонимных алкоголиках спонсор — это такой же алкоголик, как и любой другой алкоголик, который, собственно говоря, не может ничему учить, не может никуда проводить. Он не проводник и не полупроводник. Мне очень не нравится это выражение «проведу по шагам». Я, например, никого никуда не вожу ни по каким шагам. Я уже говорил о том, что мне повезло с моими спонсорами. У меня их было несколько, у меня и сейчас есть человек, которого я называю своим спонсором, но они никуда меня никогда не водили. Они, конечно, рассказывали о своём опыте, но при этом они говорили, что «тебе не обязательно нужно делать так, как делаем мы. Ты вот читай в большой книге, все там написано, там все чётко, ясно разъяснено, как тебе применять принципы выздоровления в твоей жизни». Поэтому я тоже стараюсь так же делать. Взаимопонимание? Ну, конечно, определённое взаимопонимание, потому что если без взаимопонимания, о чем тогда разговаривать с человеком, если у нас нет какого-то взаимопонимания. У нас должны быть какие-то с человеком не то что общие интересы, а у него должно быть желание учиться применять эти принципы, а у меня должно быть тоже желание помочь ему в этом.
Вопрос: как понять, где голос совести, а где голос эго?
Ответ: честное слово, не знаю. Но, наверное, если я совершил какое-то действие, да, и при этом я не испытываю раскаяния, не испытываю и не говорю себе: «Вот, блин, опять ты, накосячил, урод, дебил, конченый. Опять. Сколько ж тебя можно учить»? То тогда я, наверное, поступил по голосу эго. А если после совершенных моих каких-то действий я в блаженном состоянии и мне нравится моё состояние, я в душевном покое, и мне хорошо, тогда, наверное, я поступил по голосу совести.
Вопрос: про токсичных людей, про провокации. Это умное слово триггер, и мне так кажется, что я не всегда его правильно использую. Меня выводит на эмоции, я знаю тему, я знаю тебя, я знаю твои ответы, я знаю твои шикарные ответы. Вот люди, наделённые властью, воспринимают эту власть и все знания: мы знаем, как правильно. Я кидаю ссылку на телеграм, если я правильно понял это замечание от ведущей, что не надо кидать эту ссылку. А почему её не надо кидать?
Ответ: в каждой группе есть определённые правила. В этой группе такие правила, что во время собрания ведущие этой группы считают, что не надо ссылки скидывать, а можно скидывать эти ссылки, поэтому нужно соблюдать просто правила этой группы. Вот, и все. Если они не хотят, чтобы во время проведения собрания какие-то ссылки скидывались, значит, надо просто следовать правилам этой группы.
Что касается каких-то там токсичных людей и все такое прочее, которые не живут по моим правилам, которые не хотят жить так, как хотел бы я, чтобы они жили, но это их полное право. Я никого не собираюсь давно уже, никого не заставляю жить по моим правилам. Они живут по своим правилам, я живу по своим правилам. Если мне что-то не нравится в этих людях, я говорю им: «Бай-бай», и мы разбегаемся, как в море корабли. И он продолжает жить по своим правилам, я продолжаю жить по своим правилам, и мы друг другу не мешаем.
Вопрос: третий год выздоравливаю, и ценности меняются жизненные. И роль социальную никто не отменял. Надо идти на работу, зарабатывать деньги. Я вдова, у меня трое детей, я много уделяю время выздоровлению, но вот эта духовная ценность, молитва, медитация, где я ощущаю это счастье и покой, и какой-то дисбаланс в жизни есть. Мне много приходится работать. Скажи, на разных этапах своего выздоровления, как у тебя с этим было, именно молитва, медитация какое-то, духовная часть, как её утрусить? Я понимаю, что с божьей помощью, но все же опыт, может, был какой-то? Вот эти перекосы какие-то происходят, как принимать ту роль в жизни, которую надо исполнять.
Ответ: не знаю, потому что у меня с этим большие напряги сейчас. Я последние месяца три стараюсь работать в этом направлении сам с собой, то есть выполняю определённые действия, молитвы, обряды, ритуалы, которые я считаю, что мне нужно выполнять. Был у меня период в жизни, когда я этим серьёзно занимался, а потому что мне было удобно. Я работал в таком месте, где мне было очень удобно все это делать. Потом я перестал работать в том месте, общаться в том месте, уехал оттуда, и я забросил все эти самые свои духовные поиски. Не то чтобы забросил духовные поиски, а перестал выполнять определённые ритуальные обрядовые моменты. Постоянно в течение всех этих лет все меняется. Все постоянно у меня меняется, все прыгает, я не знаю, как чётко и прямо. Единственное, что я знаю, что мне, я уже говорил об этом, и в отношении соблюдения трезвости в первое время, и в отношении других вещей приходится очень много и очень тяжело над собой работать. Заставлять себя делать какие-то вещи, которые мне делать не хочется. Мне не хочется утром вставать и молиться. Я встаю, скрипя зубами, молюсь. Мне не хочется вечером, лучше завалюсь, книжку почитаю. Нет, прежде чем завалиться, я иду, скрипя зубами, молюсь. Мне не хочется ехать в субботу или воскресенье в храм, я заставляю себя встать, подняться, одеться и поехать.
Приходится себя заставлять, приходится над собой работать, а по-другому не получается. Я же всю жизнь жил безлаберно, я же всю жизнь пьянствовал, занимался черт его знает чем, нарушал все, что возможно. Печати негде ставить. Не скажу, что руки в крови, но занимался очень неприглядными делами всю жизнь. Я безалаберен, я лентяй, поэтому приходится. А что такое духовный рост? Это приведение своей жизни в какой-то порядок определённый. Причём, знаете, с чего мне приходилось начинать? Я учился чистить зубы, учился мыться, учился сначала элементарным вещам, которые для других людей абсолютно элементарные, которые они делают с детства и все такое, а мне этим вещам приходилось учиться сначала. Как вести себя более менее прилично, даже не прилично, а хотя бы ненавязчиво, не нагло культурно, не наезжая на других людей. Как вести себя с нормальными людьми. Потому что я не умел общаться с нормальными людьми, я общался только с такими же конченными алкашами и бомжами как и я. Вот что такое, на мой взгляд, духовный рост. Наверное, в каком-то плане чуть-чуть подрос, может быть, чуть-чуть пробудился.
Время собрания
(воскресенье) 20:00 - 22:00 Посмотреть моё время