июнь, 2024
Вход и подробности
RUN
Детали собрания
Россия, Санкт-Петербург Домашняя группа: 11 шаг НААш дом ТЕМА: «Как я понимаю программу» Всем привет! Меня зовут Александр. В
Детали собрания
Россия, Санкт-Петербург
Домашняя группа: 11 шаг НААш дом
ТЕМА: «Как я понимаю программу»
Всем привет! Меня зовут Александр. В нашем чудесном сообществе ко мне прилипла кличка «Намастэ», потому что я буддист. Я практикующий буддист 17 лет. Практикую я школу Джонанг и моё мировоззрение буддистское. Поэтому, когда я столкнулся с нашей замечательной программой, у меня и восприятие её возникло, скажем так, соответствующее. Возможно, в какой-то степени, у меня будут именно с этой точки зрения проскакивать воззрения на нашу программу. Но я убеждён, что это даст нам понимание того, что, оказывается, наша программа о-о-очень глубока. Она имеет огромные глубинные взаимосвязи с духовными практиками, которым не одна тысяча лет. И мы попробуем с вами это, может быть, даже, в какой-то степени, проследить.
Я действительно алкоголик. Как мне кажется, я таким родился, потому что моё первое употребление было – мой друг принёс бутылку плодового вина – это был, по-моему, шестой класс. Вторую бутылку я украл. Я думаю, что тут уже становится всё понятно. Я перевернул больше трёх машин на крышу в состоянии алкогольного опьянения. И мой образ жизни был очень-очень ярким в связи с моим употреблением. Но я всё-таки отношу себя к разряду вовремя оставивших, то бишь, я не скатился в какое-то дно, не потерял жильё, скажем так, не потерял родных, близких. Остановился, понимая, к чему ведёт мой творческий алкогольный потенциал.
Однако я понимаю, что у меня есть два самых важных, главных симптома, на основании которых каждый из нас может самому себе поставить диагноз. Это – бессилие остановиться, если я начинаю пить и бессилие отказаться от выпивки, несмотря на тысячу решений и попыток бросить. Если две эти составляющие у меня есть, то я могу поставить себе этот, на самом деле, грозный диагноз, который, исходя даже из двух этих признаков, говорит о безвыходности ситуации. Однако, благодаря Высшей Силе, появилась эта программа, с которой мне удалось столкнуться и увидеть её следующим образом, скажем так.
Очень давно, по странному стечению обстоятельств, я решил сходить на группу и со мной произошло, скажем так, первое чудо. Я просто не буду рассказывать детали, потому что очень много времени будет посвящено программе – со мной произошло первое чудо, как мне казалось – у меня после посещения живой группы остановилось, как я это называл, «вьетнамское общежитие». То есть этот постоянный, непрекращающийся внутренний диалог, бесконечные истории и вращение всяких идей в моей голове. И вернувшись домой, я в первый раз смог заснуть, не успокаивая себя тем, что я могу всегда повеситься, что это не проблема. Это была такая мера моего самоуспокоения. И я уснул не включая никаких лекций, ни какого-нибудь радио. До этого моя голова начинала либо что-то считать, либо проводить совещание, либо мстить кому-то без остановки – я мог так крутить до 4-5 часов утра, не имея возможности заснуть. Кому-то это может быть знакомо.
Когда я пришёл на группу я, конечно, не подозревал что у меня это грозное заболевание. Уже в шагах я встретился со своим спонсором. Дело в том, что этот человек был мне знаком. По сути, в Анонимные Алкоголики я его и отправил. Принудительным образом – я был его работодатель. Это был довольно, такой, злобный тип, который мне сообщил, что он вышел на работу, но пропал на 2 дня. У меня уже был некоторый опыт прослушивания некоторых спикерских, и я решил отправить его в анонимные алкоголики, чтобы он просто тупо бросил пить. И с ним произошло чудесное изменение. Из злобного гнома, причём в буквальном смысле – у него даже был горб, такой у него был на плече горб небольшой – передо мной стоял потрясающий сияющий человек, излучающий добро. И какие-то удивительные вещи он произносил мне. Я безумно этим заинтересовался. И конечно же, это подтолкнуло меня к первому посещению. И мы с ним договорились, что он станет моим спонсором. Итак, мы с ним пошли в шаги и стали исследовать, изучать, как всем известно, «синюю книгу» или Большую Книгу Анонимные Алкоголики, где я смог узнать о своих симптомах, о которых я говорил выше.
Мы с ним рассуждали об особенностях моего употребления, мы обсуждали то, что я неоднократно пытался бросить пить и так далее. И пришли к целому ряду решений в первом шаге. Ну, во-первых, я признал, что я действительно страдаю этим грозным заболеванием, которое на самом деле смертельно. Второе решение было то, что я решил бросить пить – это было решение окончательным и бесповоротным, без всякой задней мысли вернуться к употреблению. Неожиданным для меня было решение о принятии своего бессилия самостоятельно бросить пить. И я был готов принять помощь, и сделать всё необходимое для достижения этой цели. В том числе, обсуждая свои проблемы, я увидел, что моя жизнь неуправляема. Результаты разрушенной жизни говорили сами за себя. Я понимал к чему, в том числе, приводит мой образ жизни. Но была ещё очень интересная вещь – когда мы обсуждали первый шаг с моим спонсором, мне было предложено практиковать внутри себя, то бишь, обращать свой взор, своё внимание на внутреннее моё состояние. Мне эта практика была знакома исходя из буддистских медитаций – именно отслеживание своих реакций и своих, происходящих внутри меня, процессов, по таким, как я себе это называл, «фильтрам» или, как программа называет – принципами.
То есть столкнувшись с какой-то своей реакцией, например, гневом – я должен был честно признать перед собой, какую именно реакцию даю я на такое событие. Но не как по привычке ранее, подавлять в себе эту реакцию, а смиренно признавать её и бессилие справиться с ней. То есть я понимал, что на некоторые события я даю вот такую реакцию и никакую другую дать, собственно говоря, не могу. Также мне было предложено действие внутри себя – обратить свой взор и при смирении, казалось бы, такая дихотомия получалась в моём мышлении – избавиться от этой реакции, и сделать что-то такое, чего я раньше не делал. То есть, если раньше, допустим, что-то вызывало во мне гнев, я мог разораться в ответ, то в этот раз, нужно сделать что-то другое, либо отвлечься, поступить как-то иначе. И находясь в этом состоянии, если я из него выйти не могу, то просить помощи у кого-то, принимать эту помощь и делать то, что говорит мне наставник в данной ситуации.
И что удивительное я увидел, практикуя эти четыре, казалось бы, незамысловатые вещи? Ну, во-первых, я увидел, что у меня есть такое, как бы сказать, такой уровень как сознание. Оно называется, в общих чертах – поверхностное сознание – которым я общаюсь, в котором происходят различные события, реакции, эмоции, идеи – они проявляются в моём уме. Я увидел свой ум в качестве определённого пространства, в котором проявляются эти вещи и, зачастую, эти реакции, и какие-то всевозможные эмоции, идеи возникают вне зависимости от того, что на самом деле происходит в настоящий момент. Также мне далось увидеть, что на самом деле мои реакции на происходящие события, собственно говоря, не всегда, а, точнее, никогда не взаимосвязаны с реальным происходящим событием со мной сейчас. Я просто увидел, что это всплывающий старый опыт. Ну, условно говоря, ситуация похожа на ту, в которой я был, я знаю уже как на неё реагировать – у меня всплывает реакция на предыдущие какие-то истории, всплывают идеи, появляется мотивация и я – знаю. Ну, условно говоря, что-то меня смешит, мне кажется это смешным – я смеюсь.
Хотя на самом деле я ещё обратил внимание на то, что исследуя эту историю, я увидел довольно странное явление, что ум, в котором проявляются все эти мои реакции, по своей природе никакого участия или какого-то фактического проявления или влияния на мои реакции не даёт. Он просто стал понятен, как пространство, напоминающее такой монитор, в котором проявляются все мои реакции. Кто-то на меня кричит – я реагирую гневом, вспомнилась какая-то история – всплывает грусть, я попадаю на чьи-то похороны – у меня проявляется какая-то тоска, происходят всякие воспоминания об утрате близких и родных. И когда однажды я побывал на похоронах, как раз практикуя первый шаг, я обратил внимание, что, например, в некоторых африканских странах на похоронах люди веселятся – многие видели эти ролики.
И ко мне закралась интересная мысль – а как так, что это событие, со всей очевидностью, грустное, а им весело? По большому счёту, природа нашего ума одинакова. Почему тогда мне гарантировано грустно, а им гарантированно весело? Где же здесь тогда адекватная реакция на происходящее событие? И я увидел, что мой ум — это просто монитор, который проявляет старый опыт. То есть я увидел – я вспоминал свои предыдущие события, связанные с похоронами. Это было событие с моим отцом, я был ребёнком, я не знал, как себя вести, видел как все грустят – я этому научился и стал тоже грустить. А, получается, если бы все веселились, я бы тоже веселился.
Получается, понимаете, какая история? Я увидел, что в моём уме происходят процессы, в которых проявляются мои «научения» или старый опыт. И что произошло в этот момент со мной? Я увидел что есть некий «Я» и есть какой-то «Ум». Есть какие-то мысли, есть какие-то реакции, на которые «Я» могу посмотреть. И если я на них могу посмотреть, соответственно, это не «Я». Ну, как бы, фотоаппарат же не может сам себя сфотографировать, да? И я пришёл к выводу, что есть некое «Истинное Я», а есть некое «Ложное Я». И вот это «Ложное Я» наработало огромное количество моих реакций, моих, каких-то, рассуждении, размышлений, идей, мотивов и так далее. Мне это стало напоминать, знаете, вот, как, допустим, в телефоне или в компьютере появляется такая строка «Применять по умолчанию», и вот в моём уме – огромное количество таких команд, которые проявляются в виде реакций, эмоций, желаний, мотивов, которые применяются моим умом «по умолчанию».
Но разотождествившись уже в этой ситуации, я каждый раз задавался вопросом: «Как я могу реагировать на эту ситуацию? Или как я на эту ситуацию реагировать не могу?» И я обратил внимание, что некоторые незамысловатые события, которые происходят со мной, которые бы гарантированно вызывали во мне либо раздражение, либо какое-то недовольство, либо какие-то неприятные состояния – их можно очень легко купировать, просто обратив на них внимание. Они растворяются, они превращаются в ничто. Но, в том числе, я увидел, что есть некоторые глубинные вещи, которые гарантированно и безнадёжно меня захватывают, и я в них погружаюсь. Конечно же, я задал себе вопрос: «Что же это такое?» И я понял, что есть, скажем так, опыт поверхностный, лёгкий, а есть опыт глубинный.
Я пришёл к выводу, что у меня, как минимум, три уровня сознания. Первый уровень сознания – поверхностный, котором я общаюсь. Второй уровень сознания – это мой накопленный опыт на различные происходящие со мной события. А третий уровень – это мои данные, исходя из которых происходит моё мировосприятие. Посмотрев на всё происходящее, я, конечно, был искренне удивлён процессам, происходящим в моём уме и вообще со мной. И почему я всю сознательную жизнь полагал, что вот это «Ложное Я» было полностью со мной отождествлено? И у меня, конечно же, возникло явное ощущение, что внутри меня существует некая Высшая Сила, которая имеет довольно странные и удивительные свойства.
Как раз пришло время и мой спонсор предложил мне выполнить второй шаг, в котором мы тоже приняли решение. То есть я был готов поверить, что, возможно, внутри меня существует Высшая Сила, которая вернёт мне здравомыслие – избавит от навязчивой идее о выпивке, направит мои мысли и действия в новое русло. Я стал готов проверить это на опыте – своим жизненным путём – совершая нужные шаги программы. Также мне было предложено вступить с этой Высшей Силой в контакт. Я был готов это сделать. Я был готов проверить, что эта Сила работает – на собственном опыте, применяя новые принципы во всех своих делах. То есть я обрёл полную готовность поверить в возможность существования этой Силы, был готов вступать с ней в контакт и обрёл готовность практиковать эту веру в действии. Но моя задача была именно в том, чтобы убедиться в работоспособности этой новой структуры на личном опыте. То есть прийти к убеждению и, по сути своей, выработать своё представление о Высшей Силе. То бишь, к первому шагу, к принципам, которые я применял – честность, смирение, умение признавать проблемы, добавилось – обращение внутрь себя, к Высшей Силе, находящуюся, возможно, во мне, с целью поменять реакцию или её каким-то образом исследовать.
Продолжая практиковать эти принципы в тех моментах, которые мог отслеживать, я обратил внимание, что мир на самом деле начал меняться. То бишь, я увидел, что большое количество реакций, обращаясь к Высшей Силе внутри себя, действительно меняются. Это действительно возможно! И это было удивительно. То есть в буквальном смысле слова, практикуя эти принципы, я мог избавляться от таких не глубинных состояний как раздражение, недовольство, ворчание какое-то. Большую часть вспышек гнева я смог убирать. Я прямо увидел, что действительно эти вещи поддаются корректировке и видоизменению. Это стало действительно моим духовным опытом и благодаря этому я стал обращать внимание на то, что же было тогда в моей прошлой жизни. Это же было удивительно!
Получилась следующая история – практикуя это, я всё больше и больше уверялся в том, что действительно – внутри меня есть что-то очень сильное и глобальное. И есть процессы, которые, на самом деле, у меня были отпущены на самотёк. Практикуя эти два первых шага, пришёл к абсолютно очевидному выводу, что у меня происходит в голове следующая процедура: все мои идеи, все мои поступки происходят из неосмысленной и неосознанной ранее идеи всегда получать удовольствия и всякие радости, «ништяки» извне, и сбегать от проблем. Казалось бы, какие здесь проблемы? Всё правильно же, да? Нужно получать всякие хорошие вещи вовне, а проблем избегать. И тогда я увидел, что в этой структуре у меня, в каждом моём действии, находится корысть. Нет ни одного действия, которое я бы делал бескорыстно. А если и делал, то, на самом деле, только по недоразумению, скажем, что-то недосмотрел.
И я увидел, что жизнь, построенная на эгоизме и вот этом своеволии, действительно не может быть успешна, она бессмысленна и лишена счастья. Понимая это, причём понимание возникло не в смысле того, что типа: «Саня, сделай так. Ты пойми.» Нет, это было понятно, как угол чемодана, это было понятно, как бетонная плита – что это нереально – чего-то достичь и все радости, всё, как в песок. И мне тогда удалось обрести смирение. Я полностью смирился с тем, что мои представления о том, как нужно жить, чтобы стать счастливым, совершенно не сработали. И вот тогда, смиряясь, я обрёл готовность изменить свой образ жизни. Я увидел, что корысть – моя главная беда. А вот этот эгоизм, вот эта вот идея получать удовольствие извне и избегать всех неприятностей, боли – корень всех моих проблем. И мне действительно необходимо найти способ избавиться от этого эгоизма, иначе он меня убьёт. Потому что вопрос жизни и смерти стоял передо мной практически каждый день.
Также я увидел, что я постоянно решаю, что хорошо, что плохо – я это делаю без остановки. То есть в моей концепции «получать удовольствие извне и избегать проблем» мне постоянно приходилось принимать решения – хорошо это сделать или плохо это сделать. По сути своей я постоянно играл роль Бога. Я понимал, что я от этого очень сильно устаю, как минимум. Потому что постоянно находиться в непонимании и в компромиссах в отношении себя – это изматывает. И я стал понимать, со всей очевидностью, что отказаться от своих эгоистических представлений – это единственное возможное решение в данной ситуации.
Также я понял, что моё руководство жизнью на самом деле привело мою жизнь к банкротству. И что мне нужен новый руководитель моей жизни. И я должен руководствоваться Его волей. А Его воля проявлялась в реальности в принципах программы, которые следует применять во всех своих делах. Это, как мне показалось, такое бурное представление – принципы программы. Что это такое?! И один добрый человек сказал: «Саша, ты не мучайся. Ты же слышал заповеди? Вот и всё. Следуй им и вот тебе, собственно говоря, и принципы.» И действительно я понял, что руководствоваться заповедями, принципами во всех своих делах – это окончательно изменит мою жизнь. Я решил совершить изменение своей жизни.
А также я понимал, что внутри меня существует действительно какая-то Высшая Сила и мне необходимо вступить с ней в осознанный контакт. Мы с моим спонсором молились об избавлении меня от моего эгоизма – исполнять волю Высшей Силы, быть примером победы над эгоизмом для других и оказывать им помощь. Я действительно заявил о готовности предпринять всё необходимое для этих шагов программы. Когда я заявил, что я обрёл полную внутреннюю готовность практиковать смирение и новые принципы в действий, как выполнение воли Высшей Силы, и сделать всё необходимое для избавления от эгоизма, мой спонсор предложил мне пожить – отказаться от привычной жизни – и пойти жить на теплотрассу. Меня, конечно, его заявление повергло в шок. Но воодушевление и новое ощущение моего внутреннего мира настолько изменилось, что я заявил и об этой готовности, я сказал: «О’кей, пошли!» И тогда во мне что-то хрустнуло, лопнуло, разорвалось. И из той дыры, которая выла во мне, как труба ТЭЦ, задувая туда все радости и вообще всё, что со мной происходило, вырвалось ярчайшее сияние, ярчайшее состояние нового восприятия мира. Как будто какая-то пелена свалилась с моих глаз. Я увидел всё в состоянии сияния – оно было как визуальное, так и внутреннее – все мои представления о мире как о чём-то враждебном, отделённом, о том, что здесь какие-то бури, невзгоды – всё это рассыпалось в прах. И я увидел мир на самом деле – пронизанный любовью, пониманием, взаимопомощью. Что только я один вот такой вот, условно говоря, кривоглазый.
Это восприятие мира в ярчайшем своём проявлении длилось у меня, порядка, трёх суток. Я должен вам признаться, что я даже вынужден был отпроситься с работы, потому что состояние было настолько непривычным – у меня было ощущение, что у меня возникла какая-то новая кожа. У меня было ощущение, что у меня, ну, просто вот тактильные ощущения изменились. Это было удивительно! Впоследствии я узнал, что это классическое пробуждение. Буддистское, в том числе. Оно заключается в том, что у нас, ну, как бы сказать, наш поверхностный ум постоянно занимается поиском удовольствия извне, и этот постоянный поиск удовольствий и избегание страданий, тревог, ещё чего-то – остановился. И высвободилось это количество энергии, которое тратилась на это постоянное стяжательство, поиск корысти, удовольствий и так далее. И этот процесс, он таким образом на самом деле проявляется.
В нашей программе это называют «первой частью 12-го шага» или «Пробуждение». Билл очень хорошо и действительно очень похоже описал это состояние в своих воспоминаниях. И эта остановка поверхностного сознания позволила мне, мягко говоря, по-другому посмотреть на мир. И это действительно изменило мою жизнь в корне. После нашего разговора с моим спонсором – он, конечно, сказал, что это была его личная инициатива – такой «проверочкой» меня, типа, насколько я готов вообще менять свою жизнь. Конечно, он, по факту, не предлагал мне жить на теплотрассе, но он сказал, что впереди нам предстоит непростая работа. Я был к ней абсолютно готов, как мне казалось. Он сказал, что нужно обрести силу для того, чтобы пройти все шаги программы. И для этого существует одиннадцатый шаг.
Я ещё спросил, говорю: «Старик, подожди! Раз, два, три – должно быть четыре, так? По логике?» А он ответил: «Нет – раз, два, три, одиннадцать!» И на самом деле меня потрясло само звучание одиннадцатого шага. А звучит оно, я хочу вам сказать, очень интересным образом – «путём молитвы и размышлений мы искали углублённое соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и даровании силы для этого». Меня потрясла фраза «мы искали не соприкосновения с Богом» – ну, в моём восприятии как буддиста, с Высшей Силой – а «углублённого соприкосновения». То есть соприкосновение ЕСТЬ – оно уже облигатно, стандартно и существует – а нам нужно только его углубить.
И в третьем шаге мне было предложено, в том числе, препоручить свою волю и свою жизнь Вышей Силе для обретения жизненно важного духовного опыта. «Каким образом? – спросил я у спонсора – я могу препоручить свою волю и свою жизнь Богу?» Конечно, стандартный, незамысловатый ответ – помолиться и сказать: «Господи, я вручаю свою волю и свою жизнь Тебе». Но спонсор сказал мне: «Нет, мой друг, это делается не так. Препоручение своей воли Высшей Силе – это действия». А именно – волевым усилием направление своего внимания внутрь себя, с целью отслеживать свои идеи, корысть, реакцию, свои дефекты характера, применяя те самые принципы, которые он мне предложил применять в первом шаге – то есть честность перед собой, смирение, обращение внутрь себя к Высшей Силе и желание поступить иначе. И уже исследовав свои мотивы, приступать к конкретным действиям в реальности. То есть препоручение своей жизни и своей воли Богу для меня стало конкретной практикой, а не просто озвучиванием красивых, поэтично звучащих слов «Господи, я препоручаю себя Тебе». Это было конкретное действие по каждой реакции, по каждой идее, по каждому действию.
В одиннадцатом шаге мне было предложено три потрясающих практики. Первое – это ежедневно утром и вечером читать страницы синей книги и хорошенько размышлять над этим. В буддизме есть такая практика – называется «изучение учения» – то есть мы читаем сутры тантры и глубоко размышляем над этим. Не поверите – прямо один в один! Что это даёт? На самом деле в момент практики этих действий внутри нас повышается сознание и обретаются так называемые заслуги – заслуги изучения учения. Каждый из нас наверняка испытал на себе – когда мы почитаем синюю книгу, хорошенько поразмышляем или послушаем какие-то, может быть, вам в жизни везло встретить какие-то умные спикерские или какие-то исследования (вот, Чак Ч. написал потрясающее спикерское) – настроение поднимается и появляется ощущение некоторого, такого, вдохновения. Вот это и есть, собственно говоря, работа по обретению заслуг и то как они проявляются благодаря внимательному исследованию и изучению учения.
Вторая практика, которую мне предложили в одиннадцатом шаге – это молитва. В буддизме есть великолепная практика под названием «Направление воззрения до состояния вдохновения». И действительно, если практиковать молитву, но практиковать её осознанно – что это значит? – мне было предложено отобрать молитвы, которые я понимаю, которые мне близки и отзываются внутри меня. Мне было запрещено, практикуя молитву, думать о будущем, убегать за своими мыслями, зависать в прошлом, а находиться именно в тексте – здесь и сейчас. И когда я практиковал осознанную молитву каждое утро, каждый вечер и днём, по возможности – то есть три части одиннадцатого шага: вечерний, утренний и дневной, то действительно получалось, благодаря этому, обретать вдохновение. То есть, действительно, сознание поднимается до уровня вдохновения, благодаря этой практике.
Что ещё удавалось достичь? Какую интересную практику я увидел в одиннадцатом шаге? Ну, так как одиннадцатый шаг начинается с вечернего, тогда поговорим об этом. Это практика раскаяния. В одиннадцатом шаге, вечером, мы мысленно, а не письменно, оцениваем прожитый день: смотрим, какие были наши реакции, проявления нашего характера, отвечаем на вопросы одиннадцатого шага – не впадая в саможалость, угрызения совести, мрачные размышления – а именно исследуя, какие проявления эгоизма привели нас к тем или иным действиям. А это и есть практика раскаяния. Она позволяет опыт, который мы обретаем в течение дня, особенно негативный, делать компактным. И он не уходит во второй уровень сознания, в так называемое подсознание, в виде старого опыта. То есть он, по сути своей, опустошается. То бишь мы, получается, благодаря этой практике избавляемся от накопления всяких негативных проявлений. И действительно, выполнив такую практику, сон становится лёгким, простым, воздушным, обретается состояние вдохновения и обретается, такая, лёгкость бытия.
Утром предлагалась удивительная практика, опять же, изучение учения, обретение вдохновения благодаря молитве и очень важная практика – планирование своих дел. То есть на предстоящие 24 часа жизни, в начале дня, мы просим Бога направить наши помыслы в верное, нужное русло, избавить от жалости к себе, бесчестных поступков, корыстолюбия, страхов и так далее. То есть совершить утреннюю перезагрузку своего ума. А я уже сказал, что в первом шаге удалось разотождествить своё «Я» от «ложного Я» и некого «истинного Я», которое имеет уже соприкосновение с Высшей Силой. И планирование по дню, которое я осуществлял, мною было направлено, если с точки зрения христианства, это называется «заповеди», с точки зрения буддизма – «виная-саммая» (Прим.: виная – пали, санскр. «дисциплина», «правила») ну, невелика разница, я вас уверяю. Там просто есть некоторые тонкости, но, по большому счёту, это одно и то же.
Распланировав свой день с самого утра до самого вечера, я обратил внимание, что я действительно не так сильно устаю. У меня уже не было по дню таких проблем: правильно я поступаю или неправильно, верна ли эта реакция или не верна, можно ли что-то украсть или нельзя что-то украсть, можно ли этому человеку сделать плохо или нельзя. Уже решения были готовы с утра. И я обратил внимание, что если раньше к обеду я уже был вымотанный и издёрганный, то сейчас я увидел, что я просто весел и вообще никаких нет проблем. То есть я понял, что соблюдение принципов программы позволяет экономить энергию.
И третью практику, которую мне предложили в одиннадцатом шаге – это подумать, как я могу быть полезен для сообщества Анонимных Алкоголиков, а именно – о служении. Служение – самая-самая крутая практика по обретению энергии заслуг. В буддизме она так и называется – «практика даяния». И заключается она в том, что буддист или, в нашем случае – анонимный алкоголик, служит другим алкоголикам. Без сомнения, можно по-разному служить – можно помогать материально, можно помогать, скажем, советами какими-то, а можно делиться учением. И всё то же самое описано в буддизме. Один в один. Высшее даяние – это делиться с другими людьми своим духовным опытом. То есть, если дать человеку рыбу – он будет сыт один день, если дать ему удочку – он будет сыт всю жизнь, если научить его религии – он умрёт с голоду молясь о еде. А в нашем случае, так как у нас всё-таки учение действий, а не учение молитв – мы даём учение о духовной практике в Анонимных Алкоголиках и помогаем людям менять свою жизнь из кошмара алкоголизма в возможность счастливой жизни и свободы.
Смотрите какая интересная получается история! Какое близкое сочетание между глубинной древней духовной практикой под названием «буддизм» и Анонимными Алкоголиками. Мы обретаем три опоры ума. Если в буддизме это звучит «три драгоценности: Будда, Дхарма и Сангха», то – посмотрите – в Анонимных Алкоголиках это Высшая Сила, Принципы программы и Сообщество АА. По сути это одно и тоже. И эти три практики, если ты применяешь их ежедневно, повышают твоё сознание до состояния покоя, до состояния радости, до состояния счастья, блаженства и, в том числе, до любви. Ну, любви не в смысле мужчины и женщины, а любви ко всему человечеству, сострадания людям и так далее.
И что получается интересно? Что одиннадцатый шаг, звучащий: «путём молитвы и размышления мы искали углублённое соприкосновение с Богом, как мы понимаем Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить и о даровании силы для этого» – то есть силу мы обретаем действительно применяя одиннадцатый шаг. И её экономим, и поднимаем сознание до уровня вдохновения, и накапливаем энергию, благодаря бескорыстному служению в сообществе, а также всем, кого мы встречаем на своём пути. Итак. Получилась такая интересная история – мало того, что мне удалось увидеть корень своих проблем, увидеть своё истинное состояние и уровень моего сознания – я увидел, что у меня есть некая огромная бесформенная проблема, которую все магическим образом называют «эгоизм». «Что же это такое за удивительное чудо?» – думал я – «И как же мне вообще с ним совладать?» То есть старый опыт эгоистический проявляется ежедневно, постоянно, мысли всплывают, с чем-то удаётся справиться, с чем-то нет – что же это за такая история? И мой спонсор пришёл ко мне и говорит: «Дорогой мой, а давай-ка мы исследуем, что это за такая тема?» И предложил мне провести инвентаризацию моего внутреннего состояния.
В четвёртом шаге я научился видеть в себе проявление эгоизма, определять их, избавляться от него – то есть я овладел навыками самоисследования. Я увидел, что эгоизм это не какая-то мистическая история, а конкретная ситуация, от которой можно конкретно избавляться. То есть в буквальном смысле. В пятом шаге мне удалось избавиться от глубинного старого опыта, который корнем держал меня, мог всплыть в любой момент и подорвать моё, ну, скажем так, благостное состояние, которое я обрёл в программе. В седьмом шаге я обрёл состояние осознанности – об этом можно говорить долго и много – в седьмом шаге я научился немедленно избавляться от проявлений эгоизма и находить верную мысль и поступок в жизненной ситуации. В десятом шаге мне удалось научиться на ежедневной основе практиковать осознанность, свободу выбора реакций, обращение за помощью для решения проблем в жизни других на духовной основе. Но мне удалось этого достичь только когда мне удалось возместить ущерб, который я причинил в своей предыдущей жизни, в восьмом и девятом шагах. А в двенадцатом шаге, достигнув духовного опыта решения проблемы духовного пробуждения, я научился делиться своим опытом с другими.
И сегодня, живя в одиннадцатом, десятом и двенадцатом шагах, друзья мои, жизнь моя кардинально изменилась! Сегодня я понимаю жизнь совершенно по-другому. И я действительно обрёл выбор реакции на происходящие со мной события. Проблема алкоголя растворилась просто как какая-то пыль. Мне удалось обрести любовь. Мне удалось обрести смысл жизни, цель жизни. И мне на самом деле действительно удалось увидеть Высшую Силу внутри себя. Его возможности, потенциал, Его бесконечный потенциал, который, возможно, мне удаётся развивать дальше, благодаря духовной практике и постижению шагов программы и практик буддизма, которые я стараюсь применять, по возможности, ежедневно.
Извините, что так скомкано, как-то я немножко не рассчитал. Но, наверное, в ответах на вопросы, если они возникли, я смогу вам ответить. Спасибо, друзья, что послушали и извините, что я как-то не рассчитал время. Спасибо.
Вопрос: Составляешь ли ты план на день и как ты это делаешь?
Ответ: Одиннадцатый шаг – я им живу. Вот, просто – живу. Я вообще считаю, когда я «влетаю в 10-ку» – это значит, я плохо сделал одиннадцатый. Это моё личное, скажем так, воззрение на одиннадцатый шаг. Как мне уже удалось, ну, почти подробно, рассказать об одиннадцатом шаге – это потрясающий шаг! На самом деле он действительно позволяет поднимать своё сознание из «адских состояний», которые многим, наверно, знакомы – раздражение, злоба, агрессия, недовольство – до состояния вдохновения. Я действительно каждое утро открываю синюю книгу, читаю пару страниц и размышляю над этим. Я действительно практикую молитву. Я стараюсь читать её осознанно, либо про себя, либо вслух. Ещё я служу – в одиннадцатом шаге у меня группа, в которой я служу, мы делаем вместе одиннадцатый шаг днём, утром и вечером – осознанно практикуем молитву. И действительно, если всё правильно делать, состояние вдохновение приходит непременно. То есть она, прямо, работает как часы. Вот, правильно сделал практику, осознанно – молитву – всё, будешь в состоянии вдохновения. Дальше я действительно расписываю себе в уме – начиная с завтрака – и в каждое своё действие я пытаюсь вложить служение кому-то или сообществу. Я это делаю осмысленно, потому что я прекрасно понимаю – послужив сообществу, послужив какому-то другому алкоголику или подспонсорному, или ещё кому-то, моё сознание тоже повышается. То есть я лучше понимаю и учение, я лучше понимаю своё состояние, и радость, и ощущение правильности жизни обретается несомненно.
Как я это делаю? Я закрываю глаза, представляю пространство своего ума и в буквальном смысле слова, как вот эти YouTube-файлы – завтрак, обед, ужин, что на работе надо сделать, какие-то планы и я вытаскиваю оттуда корысть, отсматриваю всю вот эту историю, выдёргиваю всё это оттуда. И такой у меня появляется «планчик». Если вдруг ситуация каким-то образом меняется, то у меня есть дневной одиннадцатый шаг, где я могу что-то поправить, что-то там посмотреть. Но цель одиннадцатого шага – она всегда для меня очень важна – это препоручение своей воли, своей жизни Богу. Но я ещё раз говорю, она у меня не заключается, скажем так, в бессмысленном бормотании: «А-а-а, Господи, забери мою волю жить себе». Ничего подобного! Препоручение своей воли – это обращение своего внимания, концентрация внимания на внутреннем состоянии и практика принципов первого шага – честность перед собой, смирение, обращение к внутренней силе и новое действие. Вот что такое для меня препоручение своей воли Богу или Высшей Силе. А препоручение своей жизни – это конкретные действия на основе этих четырёх «фильтров» или принципов – как хотите, можете их называть для себя. Это внимание – то есть находиться здесь и сейчас – в буддизме называется «осознанность». И если практиковать осознанность в моменте, быть здесь и сейчас, не убегать в какое-то безумное будущее, не жевать жвачку прошлого – освобождается огромное количество энергии и просто проявляется состояние радости.
Вечерний шаг я уже сказал – это раскаяние. В случае, если всё-таки косяки какие-то допустил, там десятка тоже помогает. Раскаяние делает карму компактной и карма высвобождается не причиняя какой-то страшной мучительной боли, от которой мы бежим всю свою жизнь и пришли в состояние эгоиста, как мне кажется. Исследуя свой мир, сегодня я могу сказать, что, оказывается, боль, которую я испытывал, и от которой бежал – она была полезная боль. То есть это была, как бы, ну, такая, как зубная боль – если у тебя появляется зубная боль, то надо идти к зубному, если у тебя появляется духовная боль, значит, ты что-то делаешь не так. А если ты избегаешь этой боли и пытаешься анестезировать её, ты остаёшься в состоянии невежества. Если ты в состоянии невежества – никакого духовного опыта обрести ты не можешь.
Соответственно, боль, которую мы испытывали – она полезна – вот какая штука. А бежать за постоянными радостями вовне, куда постоянно было направлено моё внимание – это бежать за мифом, за морковкой, которая всё равно, снова и снова, растворялась во мне, причиняя какие-то сиюминутные радости, а по сути своей – опять обращалась, снова и снова, болью. То есть это опять говорило мне о том, что я постоянно находился в спутанности сознания и в невежестве. Соответственно, что я увидел – что эгоизм и идея бежать за удовольствием вовне и избегать внутренних страданий – это глупо и невежественно. Вот что показала мне программа.
Вопрос: Про «китайское общежитие» – это вот то, что куча мыслей в голове. Сегодня я, прям, обращался к Богу: «Господи, помоги не думать. Я не знаю – Ты знаешь!» Есть ли у тебя инструмент какой-то? Бывает, мысли овладевают и одна «сидит» и я об одном и том же думаю, и вот это, прямо, вообще капец. И вот как раз ещё я думаю о том, блин, здесь же, может, мои корыстные мотивы. А может, даже к Богу же обращаюсь, вот, типа, я полезен кому-то – это же, опять же, корысть, что я для Бога служу, чтобы Бог мне что-то дал, получается. Сумбурно, конечно, но, надеюсь, поймёшь.
Ответ: Вопрос понял. Хороший вопрос. Вот, он в первом шаге становится очевидным. Если практиковать первый шаг правильно – хотя, наверное, это неправильно будет звучать – он будет тогда эффективным. Нужно понять, что мысли – это «вьетнамское общежитие» – это не ты. Это не ты, потому что на то, на что мы можем посмотреть – это гарантировано не ты. Если, к примеру, ну, мы конечно, не можем сейчас видео включить, но если я могу посмотреть на тебя – я понимаю, что я – это не ты. Если я могу посмотреть на свои мысли, значит, это не мои мысли. Это очевидно. Но для этого нужно произвести разотождествление – то есть избавиться от этого «ложного Я». Собственно говоря, в духовных практиках «Ложное Я» и называют «Эго» – так называемый эгоизм.
Вот эти «команды по умолчанию», которые мы накопили – в моём случае они зациклились и приводили меня к суициду и к желанию постоянно «анестезироваться» – ну, вы понимаете о чём я. Сегодня я понимаю, что это не Я, который, вот так вот, хочет или не хочет, мыслит или не мыслит – это проявление моего старого опыта, который в уме проявляется как на экране монитора. Иногда мы смотрим неинтересный фильм и видим как называется наш монитор, надпись внизу, какого цвета корпус, а иногда фильм очень интересный и мы прямо внутри как будто этого фильма. Также и наши мысли. Вот это и есть практика вовлечения.
То есть, если ты вовлекаешься в свою мысль, значит ты теряешь осознанность. Она тебя «прилепила и потащила» и ты начинаешь верить, что эта мысль твоя. Но если ты не будешь позволять себе убегать вперёд или «зажёвывать жвачку» о прошлом, а находиться в моменте здесь и сейчас – поначалу это будет, конечно, непривычно, но всё же – ты увидишь, что на самом деле даже реакция на происходящее сейчас это твоя реакция, которая была на какое-то прошлое событие. И это можно увидеть и отследить, прям, реально увидеть. И если вовлекаться в эту историю, то получается реакция на реальное событие становится невозможной. Поэтому, например, бывает такое, что проходя мимо какого-то дома – этот дом нам неприятен. Или когда мы встречаемся с каким-то человеком, который, может, даже уже изменился – нам он неприятен гарантированно. Или, например, мы перестаём любить брюнеток, потому что какая-то брюнетка нас когда-то обидела. Ну, понимаете, да, аналогию – о чём я говорю?
А на самом-то деле мы лишаем себя возможности жить и воспринимать реальность такой, какая она есть. Вот в чём особенность. Поэтому и появляется это «китайское общежитие». Потому что эти мысли – они вовлекают, вовлекают, вовлекают – и одна на другую наслаивается, и получается вот этот абсурд. Но если закрыть глаза, представить себе пространство и спросить себя: «А чья это мысль?» То она проявится как на экране монитора. Она будет просто как какой-то, знаете, короткий «фильмец» такой. И если найти в себе вот это вот волевое усилие – так называемое препоручение – не вовлечься в неё, вы просто увидите как она растворится. Она пустотна по своей природе, внутри неё нет ничего. И тогда появится тот самый момент, который даст те самые правильные восприятия на происходящие сегодня процессы.
Когда-то у одного Мастера буддизма спросили: «Что такое буддизм?» Он сказал: «Колоть дрова и носить воду». Ну, это же звучит бредом, правда же? Ну, самое тупое занятие – таскать воду, да? Но мы с вами можем вспомнить, когда мы были детьми, наши родители сказали нам: «А ну-ка, сынок, принеси-ка мне воды». И с какой радостью мы бежали с этими пустыми вёдрами! Нам разрешили подойти к колодцу самостоятельно, тра-та-та! Вот эта радость принесённой воды. А потом мы стали обретать опыт, что таскать воду – это нудно, руки болят и так далее. И та радость, которую мы испытывали впервые от принесённой родителям воды превратилась в ад. Просто превратилась в ад. И теперь, когда нам говорят: «Надо натаскать воды». Кроме жуткого ощущения мы ничего не испытываем. Вот о чём я пытаюсь сказать. И в этом корень этого «общежития».
Вопрос: Расскажи о своей концепции Бога.
Ответ: Ой, спасибо за вопрос! Концепция Бога – это мой опыт, мой духовный опыт. Вот, смотрите – вопрос очень глубокий, там на целый час отвечать. Может, попробую как-то кратенько. Есть некое нечто, что мы не можем увидеть. Есть нечто, что мы не можем понять, постичь и так далее. Гарантировано не можем увидеть, понять, постичь. Как глаз не может увидеть самого себя, как фотоаппарат не может сфотографировать самого себя. Но мы можем увидеть проявление Высшей Силы в реальности. То бишь, когда мы, допустим, применяем принципы программы или заповеди или, там, «виная-саммая» – кто как хочет называть, не принципиально. Практикуя честность перед собой, смирение, обращение к себе вовнутрь, новое действие, избавление от реакции, то можно обратить внимание как меняется Вселенная. Она прямо разворачивается, друзья мои. Это прямо можно увидеть.
Также, продолжая находиться одной частью сознания внутри себя, второй частью сознания смотреть как меняются люди, меняются события, меняются обстоятельства, меняется экосистема вокруг. То есть, изменяя реакции на людей, изменяя реакции на события, избавляясь от проявления своих эгоистических черт характера, как будто бы одеваются новые очки. Чак Ч. об этом говорил, он очень хорошую выбрал аналогию. И вот эти проявления, они откладываются в виде нового опыта, который я с большой радостью, дражайшим образом вкладываю в мой духовный опыт. И вот это и становится некой концепцией Высшей Силы. Я не знаю, смог я ответить или нет, я старался коротко.
Вопрос: Ты упомянул про цели в жизни. Поделись, пожалуйста, своим опытом, как менялись твои цели в жизни на протяжении программы. Какими они были, какими стали, в какую сторону трансформировались?
Ответ: Были, как я и сказал – «кто первый встал, того и тапки», я самый хитрый, самый ловкий, я могу пройтись по головам. Я это увидел и увидел результат своей жизни, а это – бетонная стена. Даже приобретая какие-то предметы моей мечты, они не приносили никакой радости, всё как в песок. То есть я действительно со всей очевидностью увидел, что такой образ жизни, такой образ мышления счастливым стать я не смогу ни-ко-гда, просто никогда.
Как они менялись? А менялись они просто под воздействием понимания, что, то «как было» приведёт меня в петлю, либо в «употреб» жесточайший. Ну, что одно и тоже по сути дела. Я стал смотреть – а может так, а может сяк – был у меня такой промежуточный период, но он был сопряжён с очень высоким духовным подъёмом, я испытывал состояние вот этого «пробуждения». Оно у меня длилось, я вам скажу, наверное, полгода – у меня реализовалась кундалини, туммо, я постиг огромное количество духовных реализаций в буддизме. Вы не поверите, но благодаря нашей программе, у меня сдвинулась духовная практика в буддизме, мягко говоря, решительным образом. Мягко говоря! До уровня дхьян удавалось постигать собственный ум. Не знаю, может кто-то, знает о чём я говорю? Ну, не буду расплываться.
Итого, я пришёл к выводу такого характера: сегодня мой смысл жизни – первое – бескорыстное служение Любви, а второе – это служение людям и сообществу. Знаю, что высокопарно, друзья мои. Я сейчас тут не выпендриваюсь. Штука заключается вся в том, что, помимо того, что это стало желанием, это ещё и необходимость. То есть, если мне – эгоисту, эгоцентристу – хочется жить в состоянии радости, покоя, счастья и вдохновения, то, без сомнения, я должен служить. И я должен служить, чтобы у меня были радость, счастье и вдохновение. Этот процесс, он, как бы, взаимообусловлен.
То есть, скажем так, пример приведу – чтобы дурно пахнуть, не обязательно что-либо делать, это произойдёт само собой, а чтобы не дурно пахнуть, нужно, собственно говоря, посещать душевые, использовать мыло душистое, полотенце и так далее. То есть, чтобы чувствовать себя хорошо и чувствовать себя в гармонии со Вселенной – нужно служить, любить, соблюдать заповеди, избавляться от корысти во всех своих делах. А чтобы свалиться, я извиняюсь, «в сухость» можно ничего не делать. А чтобы быть хоть кому-то полезным, нужно иметь довольно высокий уровень сознания. И вот видите? И «закольцевалась» вся эта история. Поэтому сегодня это любовь и служение в сообществе в первую очередь, во вторую очередь – людям. Хоть для меня это звучит эгоистично, честно скажу. А хотя, может быть, высокопарно. Спасибо за вопрос! Не знаю, наверное, ответил.
Время собрания
(понедельник) 20:00 - 22:00 Посмотреть моё время