декабрь, 2024
Вход и подробности
RUN
Детали собрания
Казахстан, Алматы Домашняя группа: Наурыз ТЕМА: Вместо желания пить пришло желание верить Спасибо, что пригласили. Меня Нурлан зовут. Я
Детали собрания
Казахстан, Алматы
Домашняя группа: Наурыз
ТЕМА: Вместо желания пить пришло желание верить
Спасибо, что пригласили. Меня Нурлан зовут. Я алкоголик. Живу в Казахстане, как Ольга сказала. Город Алматы. Интересную тему она сегодня предложила, что как пришло желание верить вместо того, чтобы желание пить. Я весь вечер думал об этом, как оно было, как получилось. И постараюсь как-то осветить эту тему. Я пришел в Сообщество 10 лет назад, имея за плечами 43 года употребления. И перепробовал за это время несколько методов. Из тех, что я знаю, у меня не было только двух методов лечения алкоголизма: хирургического метода лечения, оказывается, такой тоже существует. Я его видел на принудке. И меня в шкуру убиенного животного не заворачивали. Есть, оказывается, и такое тоже. Да. Я еще, помню, к этим ребятам приставал: а, вот, шкура зверя этого, бедного, она хоть выделанная была, обработанная? Или, вот, зарезали, и сразу прям туда заворачивают? Есть люди, кого заворачивали, прям, в свежую, в свежеубиенную тушку, вместо него наклад. А есть такие, кто: шкурка уже давно, несколько лет лежит, обработанная. В нее заворачивают, и считается, что это поможет. Ну, это тоже такой смешной метод, как и многие другие, которыми нас пытаются излечить.
И у меня за плечами было много всяких методов лечения, и почему-то они никак не помогали. Это кодировки бесконечные, наркология и принудительное лечение. И, кстати, принудительного лечения в России сейчас уже давно нет. А у нас в Казахстане оно процветает еще. Это такой метод лечения, когда по решению суда меня сажают за решетку. Очень похоже на тюрьму крытую. Менты в наручниках привозят, участковые, и потом судья оглашает приговор от 6 месяцев и выше. Есть люди, кому год-два давали. Я знаю, и 3 бывает, но это реже, конечно. Дважды я был на таком принудительном лечении, если его можно назвать лечением. По сути дела, это просто для облегчения родственникам делается. Когда они уже настолько устали, что они думают: пусть он поживет хотя бы там полгода, мы хоть свободно подышим, с этим придурком ничего не случится, потому что он закрыт, в закрытом помещении, рядом врачи есть. Даже у него будут суицидальные попытки, то они его успеют откачать. Вот с такими надеждами они закрывают нас на принудку. Ну, и ходил к бабушкам, к психиатрам, к психологам, психотерапевтам тоже обращался. И у меня было 2 религиозных попытки. В двух конфессиях я был: в христианстве, потом у меня возникли вопросы. И я пастору их задавал, а он мне отвечал одно: нужно верить и нужно молиться.
Вскоре после этого я нажрался. Это было: год, наверное, я продержался в христианстве. Потом опять запой, запой. А потом я встретил своего друга старинного, а он мусульманин. И он говорит: «Ты Коран читал?» Я говорю: «Нет». «Ну, прочитай, — говорит, — может, поможет». Я начал изучать с таким же рвением, как изучал Библию, Коран, и добился довольно-таки таких успехов, в смысле знаний добился успехов. И не пил. Но тоже год прошел, и у меня появились вопросы к имаму. А он мне отвечал точно так же как пастор, теми же словами: надо верить и надо молиться. Меня опять это не устроило, и я пошел бухать. Короче, я разочаровался в религиях. Тем более, когда есть такие вещи, когда мне это навязывают. Я как алкоголик терпеть не могу навязывания. Когда мне кто-то говорит, указывает, как надо делать, у меня сразу рождается ответ, куда ему надо идти, причем как можно быстрее, от меня подальше. И знаете, когда я пришел в Анонимные Алкоголики, последний запой у меня длился год. Когда меня закрыли во второй раз на принудительное лечение, пока я там сидел, мне оставалось еще месяца 1,5-2, наверное, я точно не помню, моя вторая жена, она умерла. Я первый раз был женат, мы прожили с женой 22 года и разошлись. Ну, ни один, по-моему, здравомыслящий человек, если он не болен, конечно, созависимостью, не выдержит алкоголика рядом с собой. Потому что мы неуправляемые люди, и подчас очень опасные становимся для окружающих, для собственных детей, близких и так далее. И мы разошлись с ней.
А потом через некоторое время я встретил другую женщину, и мы с ней прожили 10 лет. Она не соза, очень хороший человек. Доктор наук, профессор. И мы с ней прожили, в общем-то, хорошо, душа в душу, если бы не мой алкоголизм, конечно. И когда меня закрыли во второй раз на принудку, она умерла, и я ничего лучше не придумал, как бухать. И я почему-то решил, что годовой траур – это как раз то время, если я выдержу год и не сдохну, хотя мне хотелось больше всего умереть. Мне жить не хотелось. Я ни свою жизнь ни во что не ставил, ни жизни окружающих меня людей. Я решил: ну, как? За плечами 2 религиозные конфессии. Обе говорят, что самоубийство – страшнейший грех, и ни в коем случае не надо это делать. Я нашел компромисс. Я не буду вешаться, вскрывать вены себе и прочие чудеса, яды вводить. Я буду бухать и умру от водки. Ну, парадоксальное, конечно, решение, но оно мне показалось на тот момент очень необходимо. И я начал пить уже совсем со страшной силой. Я начал жить больше на улице, бухал там. Возвращался иногда домой.
Мать тут же звонила ментам. Те приезжали, забирали в обезьянник, утром выпускали. Отлупят, конечно. Потом чем чаще это было, они уже перестали лупить, уже начали разговаривать со мной по-человечески. Сигареты давали покурить, воду попить. И просили, когда утром выпускали, говорят: «Ты скажи матери, пускай не пишет заявления. Нам же приходится на него реагировать». И вот, в общем, так год этот прошел. И я никак ни сдохнуть не могу, и ненавижу весь мир, свою маму и сестру я хочу только убить. У меня другого желания и отношения к ним нет. Они меня закрыли на принудку. Как они смели такое сокровище в принудку запихивать? Это из-за них умерла моя жена. И, в общем, купаясь в этой саможалости, какой я бедный несчастный, и в этой злобе и страхах, вот так я продолжаю пить и пить. А потом как-то в один момент произошло 2 события. Приехала дочка моей второй жены от первого брака. Она приехала и говорит: «Я понимаю, что вы хотите умереть. Я вполне понимаю ваши чувства. Но раз не получается, может быть, попробуете как-нибудь пожить. Хоть как-нибудь пробуйте. Может быть, какой-то метод у вас найдется». А второй раз мой сынок старший приехал. Но он не ко мне приехал, а к своей любимой бабушке. То есть, к маме моей. И вот мы с ним курим в подъезде, он мне говорит: «Бать, может быть, хватит свою жизнь в унитаз сливать? Может, хоть как-то попробуешь зацепиться за это». И когда я с ним разговаривал, он меня не понимает. Нас же вообще никто не понимает, кроме нас самих, кроме алкоголиков. Никто: ни врачи, ни созики – они не понимают, потому что они не были в этой шкуре. И я ему тоже пытался что-то объяснить, он говорит: «Да, ладно, все. Не хочешь – не надо. Если хочешь, то чё-то сделай. Ты же мужик, в конце концов».
И вот эти 2 события, они на меня повлияли. Целый год, пока я бухал, у нас появилась группа – первая группа Анонимных Алкоголиков в Алмате. У нас их было 2 в стране. Первая в Астане, чуть раньше, чем наша, образовались независимо друг от друга. Мы даже не знали, что такие есть. И вот образовалась первая группа, а я этот год пил, пока они собирались там. И я встречал очень много алкоголиков и наркоманов, моих знакомых, приятелей, которые говорили: «Ваши открылись». То есть ваши: у нас наркоманы открылись на 8 лет раньше, чем Анонимные Алкоголики. Поэтому они говорили: «Нурик, ваши открылись. Попробуй туда сходить». И я каждый раз клятвенно обещал: «Завтра же, вот, обязательно, братан. Когда у них там, напиши мне адрес группы, я приду. Ну, и дай мне денег немного». Они сочувственно кивают, понимают, для чего мне это надо, дают денег на бухло, и я благополучно никуда не иду. И прошел год с момента ее гибели, и у меня пропала причина бухать. То есть, не причина, а оправдание. Я же бухаю, я же такая мразь, что я смерть близкого человека использую, как оправдание для того, чтобы бухать. Потому что в разговорах, если я где-то кого-то встречаю, меня спрашивают: «Как дела?» Говорю: «Да, братан. Вот такие вот дела. Ты понимаешь, жена умерла». И человек, полный сочувствия, он естественно говорит: «Ну, хорошо, давай чё-нибудь вместе как-то покушаем. Давай выпьем». Что еще могут мне предложить. И я использую это как оправдание. Алкоголик всегда это делает так. А я, ну, настолько падшая тварь, что я вот так использую. И вот год прошел, я думаю: «Ладно, надо завязывать. Может быть, попробую пойти к этим Анонимным».
Засела у меня эта мысль в голове, а я не могу не похмелиться утром. Я год бухал и мне невозможно. Я не знаю, как это сделать. И тут мои близкие говорят: «Слушай, есть психушка у нас в городе республиканская. И там есть внутри отделение наркологии. Там ты еще не лежал за всю свою жизнь. Давай, там попробуем?» Я говорю: «Хорошо, давай». Потому что то отделение городской наркологии, где я дважды был на принудке, я его ненавидел, боялся и даже слышать не хотел название этой улицы, где они находятся. В общем, я попадаю в эту психушку. Там отлежал 18 дней, и на утро меня выписали, на 18-й день. Я вечером уже был на группе Анонимных Алкоголиков. Мне очень понравилось на первой группе, когда зачитывали шаги. Потом, когда я их сам брал, эту бумажку заламинированную, я там читаю: «Бог как я его понимаю». Мне это очень понравилось. Я понимаю так, что никто не будет мне навязывать свое понимание Бога, свою какую-то конфессию. Не будет от меня требовать исполнения каких-то ритуалов, обрядов и так далее, потому что я это в двух конфессиях уже наелся. И поэтому я этого не хотел. А тут мне говорят: даже спорить не с чем. Вот как хочешь, так и понимай. Хочешь, в рамках конфессий. Не хочешь – вне рамок конфессий. Пусть твоей Высшей Силой будет какая-то всемирная энергия. Или еще что-нибудь: всемирный разум. Вот, чё хочешь ты себе сам придумывать – это твое право.
Но есть один момент: с этой Высшей Силой ты в любой момент можешь установить личный контакт. И я понял, что мне не хватало: что, наверное, все-таки я смогу наладить этот контакт. Потому что в последнее время у меня сложилось такое впечатление, что Бог, да: Он, конечно, есть, я понимаю, я вижу Его чудеса, но я, наверное, не достоин Его со всеми своими выходками, со всем тем злом, что я принес в этот мир, да? Я считал, что я недостоин, поэтому Он мне не оказывает помощь. Гораздо более позже я понял, что Он никогда не оставлял меня и всегда помогал. И, может, поэтому я не сдох за этот год, пока бухал. И поэтому мои суицидальные попытки до этого тоже не увенчались успехом: то веревка лопнет, то яд не действует, то еще что-нибудь. И по мере внедрения в Программу, у меня все больше появлялось чувство, знаете, какое? Во-первых, первое, что у меня исчезло – это желание выпить. Вот то, что мне предложила сегодня Дарья в теме: желание пить – оно исчезло первым. У меня оно не появлялось. И не появлялось с первого дня и больше никогда оно не появлялось. Меня не смущали батареи бутылок в магазинах, где я их вижу, еще что-нибудь. У меня не было желания выпить. Но мне снился алкоголь по ночам. Мне снилось, что я пью. А позже мне снилось, что я уже не бухаю, но я просыпаюсь с похмелья. И я просыпаюсь в реальной жизни, и у меня пот бежит по лицу, мне плохо, я хочу пить, меня тошнит. И я так: «Э, стоп! Я вчера не бухал. С чего это?»
И знаете, метаморфозы моментально: у меня улучшается состояние, все нормально. Я думаю: «Вот зараза. Во сне даже меня не оставляет». Постепенно и это исчезло. Мне давно уже не снятся никакие сны, ничего. А где-то после двух лет трезвости я попадаю на собрание, на встречу выпускников института, на годовщину. И естественно, там огромный ресторан, куча столов. И естественно, бухла там море. И я понимаю, что я наливаю им водку, кому вино, кому шампанское: кто что хочет. И меня не интересует алкоголь. То есть, раньше, во времена, когда я в завязке, допустим, и я попадаю на какое-то мероприятие, где бухают, у меня все равно остается интерес к выпивке. Я разглядываю этикетку. А сколько градусов? А где оно изготовлено? А как оно пахнет? Да? То в этот раз я сам с удивлением отметил, что мне вообще неинтересно. Мне интересно: газированная эта минвода или нет? Потому что мне больше нравится газированная вода. И что они еще принесут? И что есть покушать вкусного? А еще больше меня интересует, что вот эти люди, которых я узнать не могу после того длительного времени. Это мои однокурсники. Как сложилась их жизнь? Что они чувствуют? Где они работают? Или что они делают? Мне вот это интересно. А бухло? Знаете, никакого отвращения. Никакое, там: «Ой, зачем вы это делаете? Зачем вы пьете? Да вообще – полное равнодушие.
И вот это как раз и есть то, что нам обещает большая книга. В одном из обещаний написано: у вас само собой появится новое отношение к алкоголю. То есть, это не из моего мира. Мне это не надо, мне это неинтересно. И мне по барабану, я спокойно сам могу наливать людям, кто еще выпивает. Вот сегодня, когда Дарья звонила, я был в гостях со своими однокурсниками. Они выпивают, но они выпивают как нормальные люди. Гриша Т, когда приезжал к нам в Алмату на семинар, он говорил: «Люди выпьют свои 3 рюмки и идут домой». Вот это и есть злоупотребление алкоголем, потому что для нас дико: как это можно оставить недопитую бутылку. Почему не выпить весь ящик, который здесь стоит рядом и так далее. И потом еще продолжить где-нибудь.
Вот я сегодня был в гостях с такими людьми, которые спокойно выпивают свои эти 3 рюмочки. И потом спокойно идут домой. По ним даже не скажешь, что они вообще хоть каплю употребляли. Ну, это, скажем так, нормальные люди. Все равно в кавычках, у них есть какая-то ненормальность своя, другая. У нас такое заболевание. У них там какие-то свои прибамбасы. Мало ли что. Так, вот, первым у меня пропало желание выпить. Оно исчезло совсем, навсегда, и больше оно никогда не появлялось. Это не значит, что я живу 10 лет без срывов. Срыв, как я считаю, он может быть с употреблением алкоголя, а может быть это сухой срыв – эмоциональный. Когда меня раздирают эмоциональные качели, и опять вылезать начинают все мои недостатки. Поэтому я за этим внимательно слежу. Для этого у нас есть Десятый шаг. И я не хочу эмоциональных качелей. Поэтому, как только я замечаю хоть малейшее какое-то отклонение в моем хорошем настроении, в моем наслаждении жизнью, я сразу стараюсь применять инструменты Программы. Я привожу себя в норму с помощью тех инструментов, которые дает Программа, и чувствую себя опять в кайфе. Мы же все равно кайфуши. Как были кайфушами, так и остались. Только кайфуем от другого. Мы кайфуем от собственной трезвости. От того, что у нас друзья рядом выздоравливают и тоже трезвые. От того мы кайфуем: что можем делать хорошие дела, мы можем нести весть другим людям, мы можем приветствовать новичков, проводить их по шагам. Привлекать их к служениям различным: на группе либо в комитетах. И у них жизнь налаживается.
И здесь появляется тогда не просто желание верить. Вера уже есть. Вера начинает расти, она становится продуктивной. И появляется желание действовать. У нас Программа действия. Не знания. Я могу наизусть знать литературу АА, но не оказывать никому пользы. У нас в книжке написано, что основа нашего выздоровления – это помощь другим людям. Это не знание назубок Программы, БК, традиций и концепций. У нас есть люди, которые могут щеголять знанием этих дел. Они могут цитировать наизусть, но при этом не оказывать никакой пользы другому алкоголику. Хотя от нас требуется простая совершенно вещь: сообщить любым способом доступным алкоголику, который еще действует, о том, что есть другой мир. О том, что есть другая жизнь, и мы, оказывается, в силах с Божией помощью изменить свою жизнь. Радикальным образом. Сделать ее совсем другой. Понятное дело, для нас трезвость – неизвестный мир. Мы не умеем жить трезвыми. Вся наша проблема, оказывается, заключается не в том, что мы бухаем. Не в водке она заключается, а в том, что мы не умеем жить трезвыми. И поэтому бежим изменить свою реальность с помощью бухла или наркоты, или еще что-нибудь. Кто как может в зависимости от того, чем он там болеет.
И в Четвертом шаге у нас написаны классные слова: мы узнали истинную причину наших недостатков. То есть это не водка сделала нас такими. А это недостатки сделали нас алкоголиками. И избавившись от них, от этих недостатков нашего характера, которые в основе своей – эгоцентризм. Так вот, избавившись от эгоцентризма, который, как у нас опять в БК написано, надо избавиться от него. Иначе он убьет нас. Вот что нас убивает. Сегодня как раз я разговаривал со своими однокурсницами, они прекрасно знают, что по смертности взрослого человека в мире на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт, инсульт и так далее. На втором месте – онкология. Рак различных органов и различной спецификации. А на третьем месте – наш любимый алкоголизм. Представляете? То есть алкоголики по всему миру, они мрут как мухи.
И у нас есть даже места по смертности: первое-второе – Индия и Китай, я не помню, кто из них первый. На третьем – США, на четвертом – Россия. И Казахстан не далеко убежал: на 11 месте по смертности от алкоголизма. И эта статистика, она несовершенна. Если человек умирает в аварии или у него инфаркт, но при этом он в этот момент трезвый, никто не ставит ему диагноз хронический алкоголизм. То есть многие случаи гораздо, ну, мимо проходят этой статистики. Но даже третье место по смертности – это повод для того, чтобы задуматься: какая у меня болезнь? Она смертельная и прогрессирующая. А к тому же еще неизлечимая, и поэтому, наверное, у меня были все эти попытки исправить ее с помощью врачей или религии. Они оказались провальными. Это не значит, что они не действуют. Я лично знаю людей, которые пришли в Церковь или в мечеть, и они больше не пьют много лет. 35, 30 лет они не бухают. Я знаю людей, кто закодировался и тоже не бухает. То есть для кого-то это оказалось эффективным. Это не значит, что АА самое эффективное. Вернее, единственный метод для излечения. Нет. Это не единственный. Но зато Программа Анонимных Алкоголиков – это по данным Оксфордского университета (они проводили многолетние исследования и искали, простая тема: какой метод лечения является самым эффективным для лечения хронического алкоголизма), они пришли к однозначному выводу, который подтверждают цифрами: именно Сообщество Анонимных Алкоголиков, Программа Двенадцати шагов выздоровления, именно она является самым эффективным методом лечения при этом заболевании, как у нас.
И, знаете, тут не то, что даже желание верить, да? Оно, возможно, появляется в начале. А дальше, как я уже говорил, появляется желание действовать. У нас Программа действия. И тогда вот эти чудеса, которые с нами творит Высшая Сила на группах, в комитетах или еще где – то есть выздоровление вот это. То есть, в начале мы приходим все с одним желанием: бросить пить. А потом оно перерастает у большинства людей. Но у меньшинства, они считают, что они выполнили Программу трезвости и они выходят из АА и живут совершенно своей жизнью. Возможно, они не алкоголики, а пьяницы. Возможно, они и так счастливы. Я не знаю. Я не слежу за их жизнью и не могу вести такую статистику. Но некоторых людей нет больше у нас в АА. Они выполнили свою Программу – Программу трезвости, и их больше я не вижу. Есть другие люди, которые, выполнили Программу трезвости. Они не пьют 7, 8, 9, 15 лет, но при этом они живут в сухой трезвости. Они продолжают быть в АА. Они ходят на группы. Они берут на себя какие-то служения, но они переполнены злобой, жалостью к себе, неадекватными поступками, неуправляемыми эмоциями и так далее. Они не выполняют Программу выздоровления. Они выполнили свою программу трезвости. А остальное как-то они поняли немножечко не так.
Но большинство Анонимных Алкоголиков, они именно выздоравливают. Поэтому нас становится больше. Потому к нам приходят новички. И наша задача, Двенадцатого нашего шага, сделать так, чтобы эти новички почувствовали всю любовь нашу к ним. Чтобы они точно понимали, что мы точно такие же, как они. И мы прошли через весь этот ад, и вот наконец-то мы выздоравливаем. Не просто не бухаем, а мы выздоравливаем. Мы меняем свою жизнь, революционно меняем мышление и кардинально меняем жизнь. И вот тогда они останутся с нами. И они будут рядом с нами выздоравливать дальше. И это будут наши хорошие друзья либо приятели, но мы будем вместе. На это направлены все наши традиции: на единство. На то, что мы все одинаковые. И мы нашли один путь излечения, мы кайфуем от него. Мы просто кайфуем от него. И вот это наблюдение за чудесами. Помните? Может, кто-то из вас помнит, был в советское время такой старый-старый фильм. Он назывался «Обыкновенное чудо». Вот это обыкновенное чудо: почему оно называется обыкновенным? Потому что оно встречается регулярно и каждый день. И это обыкновенное чудо, оно происходит у нас, в Анонимных Алкоголиках.
Я, знаете, когда пришел в АА, начал выздоравливать. Я как-то с Богом беседую, я попросил, я говорю: я не хочу быть свидетелем Твоих чудес. Я хочу быть их участником. Я хочу участвовать в этих чудесах. Быть проводником Твоей воли. Я хочу участвовать и видеть результаты. Мне недостаточно просто прийти на группу. Мне недостаточно быть просто спонсором. Мне этого мало, мне хочется еще чего-то. Ну, это точно как алкоголику, который ненасытный. Так вот и здесь. Да? Но я получаю при этом плоды. Я получаю плоды не просто для себя, что я тут выздоравливаю. И супер выздоровленец. Нет. Я просто вижу, как человек с потухшими, мертвыми глазами, пришедший на группу, через какое-то время у него появляется жизнь в глазах, огонь в глазах, блеск. И он преображается. Вот это высшая награда, какую я могу получить в АА. Самая лучшая награда, что человек выздоравливать начинает рядом с нами.
Знаете, через какое-то время вот это желание действовать, оно привело к тому, что у нас в Казахстане создалась структура Анонимных Алкоголиков. То есть появилась ее юридическая составляющая. Это Фонд обслуживания Анонимных алкоголиков. Появились комитеты, и мы начали в них служение. И нас знаете, какая мысль вдохновляла? Я знаю страны, где АА существует больше 30 лет. И дальше их столицы – ни одной группы. То есть столица: 1-2, 5-6 групп, но дальше ни в одном городе, даже близлежащем, ни одной группы. И мы пришли к выводу, что: а почему так должно быть? Почему в Алмате кто-то может выздоравливать, имеет такую возможность: прийти на группу, пусть даже и единственную? В Астане такая возможность есть. А чем хуже те люди в других городах, которые умирают, так и не поняв и не осознав, что есть, оказывается, другая жизнь. И что можно излечиться. Они также страдают в этих наркологиях, также погибают, и моя задача – протянуть им руку помощи и так далее. И тогда мы организовали другое служение. Мы организовали Комитет по организации и развитию групп в Казахстане. И мы ездили по другим, поставили перед собой, как наш говорил директор, стратегическую задачу: это открыть в областных центрах во всех группы, и чтобы алкоголикам было куда прийти.
4 года я ездил по городам Казахстана. Условия там совершенно разные были. И я не скажу, что они были, прям, такие комфортные. Но лично для меня это не имело вообще никакого значения. Потому что я был в таких ямах, по сравнению с которыми это были прекрасные, человеческие квартиры, ухоженные довольно. Ну, пускай не очень ухоженные. Но это уже не имеет никакого значения. Это были съемные квартиры, но это было прекрасно. Я, знаете, такого наслаждения я не испытывал до того, как мы начали ездить по городам. В Алмате я не испытывал такой полноты чувств. С нуля участвовать в открытии группы, налаживать контакты с Управлением здравоохранения, с Министерством здравоохранения, наркологиями, акимат – ну, это, знаете как, это как у вас мэрия, скажем так, или органы, государственные органы управления. Это госорганы. Вот с ними. Есть районные, областного, городского масштаба и так далее. Вот с ними со всеми: с наркологией, с полицией, с духовенством – с ними со всеми директор первый выезжает, неделю там живет, налаживает контакт. Потом я приезжаю на 2 месяца, живу в этом городе, провожу алкоголиков, кого поймаем, кто пожелает с нами поработать по шагам. И когда группа начинает действовать, мы уезжаем. И сейчас плоды, да? То есть, у нас есть несколько городов, осталось, до которых мы еще не добрались. Потому что это довольно затратная часть. И с деньгами: мы далеко не богатое сообщество, у нас бывают перебои и так далее. Ну, и по другим причинам. В общем, несколько городов остались, но в большинстве уже есть группы. В каких-то небольшие, в каких-то уже растущие и так далее. И они у нас в интергруппу объединены в этих городах. То есть, эффект – он виден.
И все это мы прекрасно понимаем и ощущаем, что это происходит по воле нашей Высшей Силы. Так, как я ее представляю себе. Вот это слово, мне кажется, не совсем верно подобранное в переводе. Я не знаток английского, но у нас звучит: Бог, как вы его понимали. Но я просто для себя, это лично мое мнение, я никак не понимаю Бога. И не могу Его понять. Ну, не в силах просто человеческий мозг понять Высшую Силу: что и как. А вот представление о Боге у меня может быть. Оно может быть в рамках конфессии, вне рамок и так далее. Но оно всегда есть. И самое главное, с Ней всегда можно наладить контакт. И вот здесь, во время этих контактов и целенаправленных вопросах мы узнаем волю Бога для меня на сегодня. У нас так звучит Одиннадцатый шаг: мы должны узнать волю Бога для меня на сегодня. И вот тогда мы, оказывается, узнаем, что нам нужно открыть группу в других городах, укрепить собственное Сообщество, помочь близлежащим странам. У нас есть АА в Узбекистане и Киргизии, и мы граничим с ними, они у нас рядом, и у нас там много друзей. В Киргизии на Иссык-Куле мы проводим форум. К нам много приезжали туда из России ребята, и уже лет 8, наверное, проводятся (или 9) эти форумы. И практически каждый год летом на Иссык-Куль к нам приезжает много народу. Это в Киргизии.
А в Узбекистане, у них поменьше, чем у нас. У нас всего-то 12 лет в Казахстане. А у них, я забыл: 8 или 9. И вот они сейчас подали документы на регистрацию Фонда. И у них сейчас больше народу. У них было 5-6 в одной группе в Ташкенте, а сейчас в одном только Ташкенте 2 группы. И уже там по 25 человек ходит. И мало того, они еще в близлежащем городе Чирчике открыли группу. То есть, вот этот движняк, вот это движение АА – это настолько увлекательная вещь, настолько завораживающая, что видеть чудеса Бога в жизни своей и окружающих меня людей, как она меняет жизнь людей. Совершенно. Как? Я иначе, чем чудом, чем волшебством вот такие проявления Бога в нашей жизни иначе назвать не могу. Я просто в восторге от этого и кайфую. И, знаете, духовная литература, помимо Анонимных Алкоголиков – мы понимаем, что у нас не религиозная, не медицинская книга и не психологическая, но элементы того, другого и третьего, они у нас есть. У нас духовная книга, духовная Программа. И других духовных методик тоже хватает в мире. И есть прекрасная литература, в которой говорится о духовном совершенствовании человека. Джоди Спенсер, допустим, и так далее – много людей, много авторов, но что интересно: я читаю эту книгу и вижу нашу Программу, потому что оказывается, если это духовная литература, то она близка друг к другу. Они не говорят каких-то вещей, которых нет в нашей Программе.
То есть наша Программа – это действительно полностью духовная вещь, которая просто заточена для алкоголика. Специфически заточена для того, чтобы такие, как я, могли выздоравливать. Для которых уже все настолько надоело. Жизнь сама уже не кажется нужной, смысла в ней никакого нет. Знаете, мне понравилось: однажды я от одного того человека услышал такую вещь. Вот, допустим, Храм Божий и главные ворота. И через него обычные люди заходят и получают освобождение и так далее, радость жизни и все прочее. Мы попадаем туда, и у нас этого нет. Почему? Оказывается, нет. Мне нужно выйти из Храма. И вот с другой стороны, через другой вход: там для меня 12 ступенек. И поднявшись по ним, освоив шаги, я попадаю опять в тот же Храм. И тогда я уже могу контактировать с теми людьми, кто там находится. И оказывается, я могу с ними жить в мире и согласии и так далее. То есть, для нас к Высшей Силе есть отдельная дорога. Это Двенадцать шагов. Ну, это замануха для новичков – Двенадцать шагов. Если здесь новички присутствуют, то вам, наверное, лучше знать, что у нас не Двенадцать шагов, а Тридцать шесть. Потому что у нас есть еще Двенадцать традиций, которые помогают нам выздоравливать. Хотя, конечно, их цель для того, чтобы наше Сообщество не распалось. Чтобы мы его изнутри сами не уничтожили. Но на самом деле, применяя традиции в своей жизни, я получаю дополнительное, расширенное, усиленное выздоровление. И то же самое относится к Двенадцати концепциям. Поэтому мы часто говорим: у нас не Двенадцать шагов, у нас их Тридцать шесть.
Но это кайф. Это настолько расширяет сознание, настолько помогает углубленно понимать, для чего нам эти шаги. И сами шаги, когда мы их применяем не только в АА, но применяем их в своей личной жизни, ту же Седьмую традицию, ту же Пятую, ту же Первую – в своей семье, на работе, везде применяя это, мы получаем результаты. Это тот же самый прыжок в неизвестность. Мы не знаем, что значит жить в трезвости. Но применяя Программу, мы понимаем: нам дают парашют. У нас, конечно, говорят: да-да, вы можете не делать. Это рекомендации. Но я помню где-то в Ежедневнике, по-моему, я прочитал такую вещь, что это рекомендации, когда человек прыгает с парашютом, и ему рекомендуют: если вы хотите приземлиться – дерните за колечко. Вот так и наши рекомендации. То есть, если мы не будем им следовать, мы опять скатимся в жизнь, наполненную горем, хаосом. Может, бухать начнем, может, нет. Но это уже неважно. Это жизнь несчастна. Там нет счастья, нет радости. Нет творчества, нет созидания. А применяя Программу, применяя шаги, традиции, концепции в своей жизни, мы как раз это и получаем. Мы получаем непроходящее ощущение счастья. Причем это счастье, эта радость, они могут ощущаться даже во время каких-то печальных событий. Когда умирают наши близкие, мы участвуем в похоронах, да? Но мы наконец-то начинаем делать это достойно. Не напившись и испортив всем церемонию этого, демонстрируя тем самым свое горе. Да не горе мы демонстрируем, а свою болезнь. А вот когда мы встречаем такие вещи достойно, мы учимся. У нас появляются какие-то такие черты характера, когда мы можем практически любые испытания в своей жизни встретить достойно и решить задачи.
Знаете, в одном интервью я как-то сказал человеку, этому журналисту рассказывал. Я говорю: «У нас нет проблем, они у нас исчезают в АА». Он говорит: «Как это?» Я говорю: «Вот так: проблемы исчезают – задачи остаются». Проблемы превращаются в задачи. Сама проблема не имеет решения, потому что там слишком много неизвестных, которые невозможно математически выделить. А задача, она имеет решение. Либо она не имеет решения. Если задача не имеет решения, зачем париться по ее поводу? Надо ее вычеркнуть из списка того, что заморачивает мою голову. А если она имеет решение, мне нужно его найти. И это интересно: поиск этого решения, а потом внедрение. И когда я учусь решать задачи, моя жизнь становится более наполненной. И тогда я понимаю, что сам по себе я этого сделать бы не мог. Но Высшая Сила, она всегда рядом. Всегда. И в прошлой жизни до АА, и в этой жизни тем более. То есть, Бог всегда, оказывается, был рядом со мной. Но Ему нужно было, чтобы я сказал одно единственное слово: «Помоги». Для Него это как пароль, который открывает дверь Ему. Потому что у нас часто говорят так: «Бог джентльмен. И Он не пойдет туда, куда Его не зовут, и туда, где Ему не рады. Не останется там». Поэтому мне достаточно просто сказать: «Помоги мне в этом, в этом, в этом вопросе. Вот в этой задаче: помоги ее решить». Я получаю. Возможно, не сразу. А иногда сразу. Иногда сразу.
Вот, недавно произошел случай. У нас одна девочка, в прошлом году мы ездили в Бишкек на семинар, в Киргизию, и на обратном пути, уже нам уезжать вечером, утром нам уезжать, а вечером у нее разболелась голова жутко. Она подняться не могла. И я у нее спрашиваю: «Чё, вообще, с тобой? Так было раньше?» Она говорит: «Да, было». У нее, оказывается, киста в головном мозге находится. Врачи не знают: оперировать ее невозможно, потому что локализация такая, головной мозг, что-нибудь не так заденешь. Нет способа лечения, и она с этим мучается. Вот у нее головные боли, приступ. Утром все прошло. Мы сели в машину, уехали в Алмату. А буквально еще через месяц, она мне говорит: «Ты представляешь, я пошла к врачу из-за этого болевого приступа, рассказать, чё мне делать и так далее». Ей опять проводят исследования. У нее были снимки МРТ, УЗИ, вся вот эта вот картина. И на ней киста была четко видна. А тут ей делают повторное – кисты уже нет. Понимаете? Нету! Все! И врач не понимает. Кисты просто так не рассасываются сами. Куда она делась, она не знает.
А вчера мне звонила одна наша дамочка тоже. Она пошла к гинекологу на профилактику, проверяться: то, другое, третье. И та ей говорит: «Слушай, а киста твоя: ты чё делала? Ты куда ходила к врачу? Какие-то лекарства? В чем дело? Я не вижу той кисты, которая была». То есть даже вот такие моменты. И самое интересное, мы тоже уже воспринимаем их не так: о-о-о, чудо! Браво! Аллилуя! Мы уже относимся к этому, как я уже вам говорил: обыкновенное чудо. Мы понимаем, мы радуемся, конечно. Да? Но мы не удивляемся уже этому чуду. Мы принимаем это как должное, потому что мы живем с Богом. Мы выполняем Его поручения. И мы понимаем, что нас ждут вот такие подарки. Самое главное, делать то, что нам предлагает Программа, посоветовавшись с Богом, узнав Его волю и не требуя ничего взамен, чтобы у меня дом наполнился золотом, квартира превратилась в дворец, новые машины. Мне не надо этого ничего: не просить, не ожидать тем более. Мне нужно просто это делать и наслаждаться самим процессом того, что я делаю. Наслаждаться тем, что я иду в наркологию и там говорю алкоголикам, что можно так. Наслаждаться самым удивительным служением в АА, как я считаю – это спонсорское служение.
Оно удивительно еще и тем, что другие служения имеют ротацию, имеют свой срок. Где бы ты ни служил: в Совете обслуживания, в комитете или на группе – все служения имеют срок. Где-то месяц, где-то 3, где-то год, а где-то 3 года. А иногда еще и повторно на 3 года, на один срок. То есть, специфика такая. Но спонсорское служение – оно срока не имеет, и ротации тоже нет. Один раз начал, и потом за уши не оттащишь. Ну, меня во всяком случае. Мне это нравится. Я кайфую от этого. Я вообще кайфую от всего: от Программы, от групп, от того, что мы что-то делаем. От этих постоянно расширяющихся контактов в других странах. У меня телефон, я не знал, он теперь уже устал записывать в своей памяти. Он где-то в другом месте в каком-то хранилище хранит. А там кого только нет, из какой только страны, людей, с которыми мы пересекаемся на таких, вот, зум-площадках. Либо вживую, либо еще что-то. Иногда они спрашивают совета, а иногда просто звонят или пишут для того, чтобы пообщаться. Чтобы просто покайфовать от того, что мы можем контактировать друг с другом. И можем почти во всех странах себя найти. Таких же, как мы, найти. Там время уже, по-моему, да, Ольга? У меня все. Можно, на вопросы отвечу, если у кого какие-нибудь есть, конечно, вопросы.
Ведущая. Вопросы есть. Нурлан, спасибо тебе большое. Благодарность за опыт, за оптимизм, с которым ты поделился своим опытом. Спасибо тебе большое. Очень было (нельзя давать обратную связь мне: не буду давать). Вопросы есть.
Спикер. Разве это запрещено? Оля? Да, наоборот, ништяк! Ты смело говоришь: «Мне понравилось. Меня это стимулирует». Ты выражаешь свои чувства. Это ж классно!
Ведущая. Очень замечательно. Спасибо большое спикерхантеру и тебе за то, что ты пришел. Друзья, я напомню, что вопросы можно задать, поставив в чат 3 единички. Тогда я включу вам микрофон, вы сможете задать свой вопрос голосом. Либо написать свой вопрос в чате, и я с благодарностью, с радостью зачитаю его нашему спикеру. У нас есть вопрос голосом. Боюсь предположить, наверное, от Натальи. Наталья, добро пожаловать, твой вопрос.
Вопрос. Да, привет всем, Наташа, алкоголичка. Спасибо всем ведущим. Спасибо за крутую спикерскую. Хотела спросить, как вы справляетесь с угодничеством и как вы разделяете угодничество и смирение? То есть, я стала замечать в последнее время, что иногда я соглашаюсь с некоторыми, ну, там, обстоятельствами, людьми и так далее, но не с целью угодить, а с тем, чтобы мне стало уже, ну, становится в некоторых ситуациях поф*г. И я как бы: «Да-да, все окей». Надеюсь, донесла мысль и понятен мой вопрос. Спасибо.
Ответ. Да, понял. Спасибо за вопрос. Ну, как я считаю. Все зависит от моих мотивов. Если я движим страхом, что я сейчас не соглашусь с человеком и не сделаю так, как он хочет, он перестанет со мной общаться или я не получу то, чего я хочу, тогда это будет, конечно, угодничество. Тогда это будет мое лицемерие и манипуляции мои же. То есть все зависит от меня. Мне нужно в этот момент хорошо сделать Десятый шаг. Причем попросив помощи у Высшей Силы. Потому что когда я сам, я в любой момент красавчик. Я всегда все отлично делаю. И даже если я кого-то послал, так это он заслужил. А если я кому-то отказал, так пускай не лезут. Это мой эгоизм тогда начинает пышным цветом расти. А есть другая еще штука: не вмешиваться. Если я понимаю, что человек манипулирует, да? Или еще что-то. И я не хочу с ним спорить или доказывать. А этого и не надо делать, потому что тогда я внедряюсь в его болезнь и позволяю его болезнь, этого человека, расцветать пышным цветом. Знаете, как психиатр в больничке. Он приходит к своему пациенту, который болен шизофренией или маниакально-депрессивным синдромом, и спрашивает: «Как у тебя дела. Расскажи». И тот ему говорит: «Вот, черти вылезают отсюда, там зеленые человечки из розетки ползут, там еще что-то. Врач никогда не будет ему говорить: «Да нет таких зеленых человечков и чертей наяву мы не видим». И так далее, это значит, врач будет участвовать в его болезни. Он сидит, кивает головой: «Да-да, конечно, хорошо». Старается не злить человека. Приходит к себе в ординаторскую и пишет: «Бред продолжается». И просто меняет лечение: другие лекарства, или дозировку, или курс лечения другой, или другой метод лечения применяет и так далее.
По сути дела, мы, особенно если дело имеем с алкоголиками либо с другими зависимыми, а это могут быть наши любимые созики. Наши мамы, папы, жены, мужья или дети – созики. Надо помнить, что мы приложили руку к их болезни тоже не слабую. И вот теперь, если они выздоравливают в Аланоне, это не значит, что они уже выздоровели и ведут себя по-другому. Они тоже, как и мы. Они прекрасно нами манипулируют. Они такие же, как и мы, эгоисты, и могут требовать каких-то вещей, которые неприемлемы для меня. Или я не хочу этого делать. Если мне нужно как можно быстрее получить здравомыслие с помощью Высшей Силы, с помощью инструментов нашей Программы и не вмешиваться в его болезнь, а просто ответить: «Да-да, хорошо, я учту ваши пожелания». Я учту ваши пожелания. И, возможно, мне нужно пересмотреть свое поведение или свои поступки. А может быть, наоборот мне нужно продолжать. То есть, это настолько индивидуально, что помочь в этом могут только наша Программа, шаги, обращение к Высшей Силе, советы с Ней.
Если какие-то загвоздки или вы недавно пришли в Программу, и у вас нет еще такого опыта, для этого есть спонсор. Для этого есть доверенные лица, которым можно позвонить и сказать: у меня вот такая-такая ситуация. И не нужно этого делать даже на группе. Потому что там я могу получить массу рекомендаций, которые только еще больше запутают ситуацию. Поэтому лучше всего для этой цели спонсор и доверенные лица. С ними поговорить. Услышать мнение нескольких человек. И если, это может быть нелицеприятно, но я виноват в этом и это угодничество, то его надо прекратить. Только экологично. Не так, как раньше. Ну, я, во всяком случае, так раньше делал. Да? У меня первый ответ: сразу обматерить человека. Еще лучше стукнуть его по голове, и я считал, что это норма. Это ништяк. Он заслужил, негодяй. Это я еще добрый. Я не убил его на месте. Понимаете? А сейчас мне гораздо больше инструментов. Можно просто промолчать, не ответить на оскорбление. А если понимать, что я угодничаю, прекратить это. Просто прекратить. Но не объявляя этому человеку: «Ты во всем виноват. Негодяй. Ты манипулятор». И так далее. Ответил?
Вопрос. Да, я думаю, ответил. Спасибо, Наташа, тебе большое за вопрос. Нурлан, спасибо за ответ. Друзья, я напоминаю, что вопрос можно задать голосом, если поставить 3 единички в чат либо написать свой вопрос в чате, я зачитаю его спикеру. И у нас вопрос от Юли. Юля благодарит тебя: «Большое спасибо за спикерскую. Очень интересно, полезно и мотивирует». И 2 вопроса от Юли. Первый: «Как быстро ты приступил к спонсированию? Если не чувствуешь ресурса, нужно ли проходить второй круг шагов?»
Ответ. Понятно. Когда я закончил Пятый шаг со спонсором, он мне сказал: «Теперь надо поднимать руку на собраниях». Вернее, он мне говорил это еще на Четвертом шаге, когда я писал эти таблицы. Он говорит: «А ты вообще сможешь прочитать, что ты написал?» Почерк у меня врачебный. И я ему сказал: «Да, сейчас я еще могу, сегодня во всяком случае. Завтра я не обещаю, что я собственный почерк прочитаю». Он говорит: «Ты, давай ты будешь печатать, ну, вернее, писать разборчиво». Я говорю: «А зачем? Я же для себя пишу». Он говорит: «Нет. Ты потом будешь спонсором, и твои подспонсорные придут и спросят: а чё вот это такое? А ты даже не сможешь ответить». Я ему сказал: «Какие подспонсорные? Ты с ума сошел. Я никогда не буду спонсором. Ни-ког-да!» Он говорит: «А почему?» Я говорю: «Я же не психолог». Он на меня так долго смотрел и говорит: «А я чё, по-твоему, психолог что ли?» Я понял тогда, что я сморозил очередную глупость. Он никакой не психолог, но я был категорически против того, чтобы быть спонсором.
Короче, Пятый шаг мы прошли благополучно, и он мне сказал: «Поднимай руку, когда ведущий задает вопрос «Кто готов быть спонсором?» Я ее поднял вот так над столом. Вот так: на ладонь. А он сидит напротив, скотина, на меня смотрит и хихикает с таким же, как он. У обоих больше трезвости гораздо, чем у меня. У одного год, потому что он пришел с первого для открытия. А этот парнишка из Москвы приехал, у него уже лет 5 трезвости было. А выздоравливал он, там, его нашли на Казанском вокзале в коробочке из-под телевизора: есть же картонные, он там жил. И бухал. Вот его московские ребята нашли и притащили на группу. Он лет 5 трезвый. Потом к нам приехал. Сам он из Ташкента был, мой спонсор. И он смотрит на меня и издевательски хихикает. Я, конечно, вот так руку поднял: да, я готов быть спонсором. А когда никто ко мне не обратился на группе, я прямо вздохнул с облегчением: слава Богу, никто не обратился. А буквально через пару недель, наверное, у меня появился первый подспонсорный, и все: и понеслась. И больше меня даже короткого перерыва не бывает, чтобы не было очередного подспонсорного. Это уже, знаете, как? Я стараюсь в Алмате, когда нахожусь, даже руку не поднимать. Потому что понимаю, что у меня мало времени. Я скоро снова уеду в другой город.
А здесь ребята, которые недавно пришли, закончили Программу или закончили ее, но после Пятого шага им важнее быть спонсорами. И поэтому я не поднимаю в Алмате руку. Но, тем не менее, подспонсорные у меня все равно находятся. И я не веду спонсорские занятия онлайн. Я пробовал, у меня ничего не получилось. Хотя я знаю, что это вполне нормально и эффективно. У меня сынок, он тоже в АА. Он занимался и сейчас практикует в онлайн. Ему так удобнее. И я многих знаю в нашем Сообществе, кто выздоравливает именно через онлайн-спонсирование и так далее. У меня не получилось. Но у меня другая специфика служения. Я езжу по другим городам, и так кроме меня других спонсоров нет, либо онлайн. Но есть люди, у которых нет телефона с вотсапом или с зумом, чтобы связаться с кем-то. У них даже кнопочного-то телефона иногда не бывает. И жить негде. И ему кроме как со мной проходить шаги, у него других вариантов нет. И там уже наши рекомендации: женщина спонсирует женщину, мужчина – мужчину – они уже не играют, потому что такие обстоятельства. И тогда мы понимаем: поэтому это и рекомендации, а не закон, что да, в отдельно взятых обстоятельствах мы идем на такие вещи, как спонсируем противоположный пол и так далее.
И за это время у меня всякие разные случаи были, когда и другой пол, и всякие разные. Всякое бывает, и самое главное, по Программе действовать с любовью к человеку, и все будет хорошо. И это про спонсирование, да? После Пятого шага, короче, это давно: вот, есть же статья этого товарища, забыл. Газета большая. Джек Александр, журналист. У нас о нем упоминается в предисловиях. Он написал большую статью в газете, и я потом ее нашел в интернете. Она огромная, большая статья. Я ее прослушал, прочитал всю. И там написано, что Анонимные Алкоголики становятся спонсорами для других. Обычно это бывает после Пятого шага. Поэтому нам спонсора говорят: после Пятого шага спонсируйте. Поэтому время – это зависит от того, за какое время вы прошли Пять шагов, и значит уже готовы быть спонсором. И если вы прошли качественно, вы будете шикарным спонсором. Для этого нужно только практиковаться. И второй вопрос какой? Я уже забыл.
Вопрос. Я его не читала. Второй вопрос: «Поменялась ли в Программе твоя цель и смысл жизни?»
Ответ. Ну, конечно. Она не просто поменялась. Смысл жизни появился. У меня не было никакого смысла жизни. Я хотел одного – это побыстрее сдохнуть. Вот была моя цель и весь смысл моей жизни. Мне не хотелось уже ничего. На свете. У меня была такая солидная уже деградация. Я не мог ничего запомнить, я не мог связать двух слов. Я не мог сложить, допустим, 8 и 5. Вот, элементарно, я не мог сложить 2 цифры. И поэтому я выбрал себе срок трезвости, с которого я начал. Это 10 июля. Возможно, это было 8 или 9. Или 11. Но я не мог к этому числу прибавить то время, которое вот сейчас прошло. 14 дней, там, или 28 дней. Я не мог сложить. И поэтому я выбрал 10 июля. Потому что оно близко, хотя бы в этих пределах, когда я попал последний раз в наркологию, в психушку эту. И тогда мне от десятого удобнее считать. Вот такая у меня была деградация. И поэтому у меня не стоял вопрос о смысле жизни или еще о чем-то. Мне и жить-то не хотелось. Но потом поменялось кардинально. Поменялось все. То есть, я четко понимаю, что моя жизнь до и после. И я абсолютно, на 100 процентов согласен с человеком, который написал в нашей большой книге: я не поменяю теперешний самый худший день в моей жизни на самый лучший момент в той жизни.
У меня были прекрасные моменты в той жизни. Прекрасные. Мне спонсор как-то сказал, мы читаем БК, и он говорит: Бог, Он дает тебе все. И это самое лучшее, что могло произойти в моей жизни, это то, что у меня теперь есть Высшая Сила. Да? Ну, немножко не дословно, но примерно так (есть фраза в нашей БК): и когда он ушел, я думаю: но это не самое прекрасное, что у меня появился Бог. У меня чё, в жизни других моментов не было? И я вспоминаю, какие у меня были хорошие моменты. И самое главное, думаю: вот, дети. Да? У меня были прекрасные дети. Вернее, они есть. И я их очень люблю, и так далее. У меня был прекрасный бизнес, очень много денег, путешествия и так далее. А потом я так задумался: а если ты так любишь своих детей, гордишься своими успехами на работе и так далее, чё ж ты все пропил? Ты пропил детей, пропил работу, пропил все свои семьи. Да? Ты пропил все деньги, которые у тебя были. И такие: приличные довольно бабки были в бизнесе. Ты все это пропил. А теперь Кто тебе все это возвращает? Отношения с детьми, уважение. Твой внешний вид хотя бы. То, что у тебя крыша есть над головой. Жрать у тебя есть что в холодильнике. Ты ни разу голодным не уснул, если уж на то пошло. Кто тебе все это возвращает? И вот тогда я начинаю понимать: это мне все возвращает Бог, Который пришел ко мне через Программу. Несмотря на мои 2 религиозных опыта, именно здесь я научился контактировать с Богом, прислушиваться к Нему и так далее.
И вот тогда появился и смысл жизни, и сама жизнь поменялась, и цели в жизни. И они достойные. Мне хочется их достигать. А по мере их достижения я понимаю, что есть уровень выше. И есть еще и традиции, есть концепции, есть более расширенное понимание жизни самой. И есть еще дополнительное, ну, скажем, не дополнительная, а другая, духовная литература, которую тоже можно изучать. И обогащать свою жизнь. Вот это и есть духовные ценности, которые описаны у нас в предисловии: стремление к самосовершенствованию. А самосовершенствоваться можно любым способом, который ты придумаешь. И если Двенадцать шагов как основа для духовного роста, то этот самый духовный рост, он мне как алкоголику необходим жизненно. Я не выживу без духовного роста. Потому что болезнь прогрессирующая. Она каждый день становится все сильнее и крепче. И поэтому мой духовный рост должен обгонять прогрессию алкоголизма. Иначе мне не выбраться отсюда. А тем более мне это интересно. Я кайфую от этого. От этого прогресса, от того, что что-то получается. А если не получилось, мы предпримем еще одну попытку. И все равно добьемся этого результата. Потому что у нас есть Высшая Сила, для Которой препятствий нет. Для нас есть. Для Него нет. Но если мы будем действовать согласованно с Богом, мы добьемся практически всего, чего хотим. Так оно и есть. Так оно и есть.
Вот, Анонимные Алкоголики существуют почти во всех странах мира. Я недавно только узнал вообще, просто поинтересовался этому: стран-то на свете не так уж много, около 200. И в 6 из них нет Анонимных Алкоголиков. В 6. Причем 2 из них страны я знаю. Это Таджикистан и Туркмения. Там нет Анонимных Алкоголиков. Там есть алкоголики. И некоторые из них даже знают об АА, но структуры, самой организации АА как таковой нет. Есть только несколько отдельных алкоголиков. А во всех остальных странах, куда бы мы с вами ни поехали, есть везде Анонимные Алкоголики, с которыми мы реально можем встретиться, связаться. А мало того еще, во многих странах есть русскоязычные Анонимные Алкоголики, где мы можем прийти на группы и понять, о чем там люди говорят, и самим чё-то сказать. А не просто посетить какую-то группу в какой-то стране. Но это прикольно. Это очень интересно. Это захватывающе. Все. Спасибо.
Ведущая. Спасибо большое Юле за вопросы. Нурлан, спасибо тебе большое за ответ за твой. Друзья, я напомню, вопросы можно задавать спикеру, касающиеся Анонимных Алкоголиков, выздоровления. Вообще, все, что касается нашей болезни. На другие зависимости прошу вопросы не формировать, в чате не писать. Задать их не могу. У нас есть еще время на пару вопросов. И вот у нас Катерина поставила единички в чат. Сейчас я, Кать, включу тебе микрофон. Кать, твой вопрос.
Вопрос. Всем привет. Катя, зависимая. Мне прям очень отозвалось то, что вы рассказываете. Это такое впечатление, как будто это я сейчас проживаю, потому что мне 46 лет, я без алкоголя 11 лет и без другого употребления 2,4. Мне 46. И у меня реально такое состояние, то есть, я сейчас из отношений несколько раз уходила. Они такие, с эмоциональными качелями. Я раньше даже не знала, пока не начала психологию, что это абьюзы вот эти. Мне сейчас очень страшно. И я поняла, что я настолько мать спасала, настолько я вот это все: я не прожила какие-то страхи, что меня Бог накажет, если дохаживать не буду. Вообще такая каша в голове происходит. И как-то когда просветление у меня бывает, я поняла, что, да, я сейчас могу денег заработать (я проституцией занимаюсь), отложить, выучиться, и даже сама выучиться на психолога. А потом я опять улетаю куда-то. И вот, знаете, что хотела вас спросить: вы с чего начали свою личность вообще собирать? С чего вообще? Как бы я себя вообще не знаю. Там просто все чужое во мне. Вот, все чужое, моего ничего нету. Какой-то, там, чуть-чуть вообще какой-то женственности; сексуальности чуть-чуть появляется. А меня нету вообще. И вы с чего вообще начали? Вот, то, что шаги. Себя, как вы чувствовать себя начали? С чего вы вообще начали вот это вот, свое доставать? Именно вы – какой вы? Как прочувствовать вот это вот все? Спасибо.
Ответ. Я понял. У нас нет другого пути, если мы пришли в Анонимные Алкоголики. Самое первое, основа, базис, с чего начинать – это шаги. В Четвертом шаге мы наконец-то начинаем узнавать себя, если честно относимся к себе: кто мы такие? Для этого как раз нам и нужна инвентаризация в трех таблицах. Чем честнее мы ее сделаем, тем для нас лучше. Мало того, я знаю людей, кто делал инвентаризацию не один раз. Это не значит, что круги еще раз шагов, с другим спонсором и еще раз шаги. Достаточно Четвертого шага. И следующий за ним Пятый. В Четвертом шаге мы находим себя: кто мы такие? Откуда у нас столько злости? Откуда у нас столько страхов? Все у нас в книжке описано: все наше существо пропитано страхом. Когда мне спонсор сказал: надо написать таблицу страхов, я говорю, у меня нет ни одного страха. Я мужик. Я был в таких ситуациях. У меня нет ни единого страха. Я никого не боюсь. Ничего не боюсь. И так далее. Он поулыбался, чем меня разозлил очень сильно, и ушел. «Ладно, пиши», – говорит. А вот когда я начал писать и начал о том, что я пишу, я начал понимать: моя злоба, моя агрессия – это страх. Откуда появляется злоба и агрессия по отношению к другим людям, самому себе, к государству или еще к чему-нибудь? Потому что страх. А страх: не получить что-то или потерять что-то. Вот вся основа страха. И оказывается, избавившись от страха, мне становится кайфово жить. Я перестаю злиться. Это, конечно, занимает какое-то время. Как у нас написано: кто-то быстрее, кто-то медленнее, но мы все получаем здравомыслие и выздоровление, если стремимся к этому. Если мы что-то делаем. Просто так оставить все это на самотек: ходить на группу и быть при этом счастливым несколько дней в неделю – это не путь АА. Мы занимаемся всем этим ежедневно: Десятый, Одиннадцатый, Двенадцатый шаг на ежедневной основе.
И как только в Десятом шаге: мы продолжали самоанализ – я нахожу, что у меня какие-то есть страхи или еще что-нибудь, мне срочно необходимо позвонить спонсору либо доверенным лицам, еще раз сделать Четверку, но уже более целенаправленно, конкретно со страхами поработать: что это такое? Попросить Бога убрать их. Проговорить все это. И как только страх исчезает, у меня просветление наступает. Я понимаю, в чем дело. Оказывается, мне не нужны эти отношения, мне не нужна вот эта зарплата. Мне можно переделать свою жизнь совсем по-другому. Мы в Первом шаге признаем бессилие не только перед алкоголизмом, алкоголем и так далее. Мы понимаем (вторая часть Первого шага), что наша жизнь стала неуправляемой. Я больше не управляю своей жизнью. Ею управляют мои инстинкты. У меня неуправляемые эмоции, у меня все это: вот, как раз таки шаги – это база, основа. Без шагов не нужны традиции и не нужны концепции. Если нет шагов, если нет эффективности от этих шагов, надо еще раз глубже этим заняться. Все начинается с них. Основа нашего выздоровления – это помощь другим людям. И очень тщательное, честное, каждодневное и даже в течение дня много раз выполнение шагов. Выполнение шагов. И как только вы овладеете этими инструментами, у вас эти проблемы начнут исчезать. И останутся только задачи. И вы четко будете понимать: нужен мне психолог? Нужно мне какое-то иное образование? Или я это придумал.
Но у нас есть люди, которые стали психологами и счастливы в этом. И продолжают жизнь в АА, но нашли себе профессию. Они там помогают людям. Во многом даже применяя наши какие-то принципы, наши какие-то шаги и так далее. Но плюс пользуясь спецификой психологии или психотерапия. Такие тоже есть люди. Поэтому что именно делать, я не знаю. Но я знаю точно, Кто знает. Я точно знаю Того, Кто знает все. Наперед. Он знал это еще до моего рождения, да? Для Него не существует времени, каких-либо преград. Мне самое главное: наладить с Ним контакт и узнать: что мне делать дальше? У нас в Программе об этом написано: дай мне знать Твою волю для меня на сегодня. Чё Ты от меня хочешь? Не то, что даже хочешь? Что Ты желаешь для меня? Что Ты для меня приготовил? А вот что удивительно, вот это чудо, которое Он для нас приготовил, оно выходит за рамки моих ожиданий. Я получаю гораздо больше, чем то, на что я рассчитываю или к чему стремлюсь. Оказывается, Бог приготовил для нас такие вещи, которые в моей голове даже не укладывались. Такие повороты, что мы потом сидим разинув рот, думаем: ниф*га себе? Что, и вот так, оказывается, может быть? Это удивительные вещи.
А начинаются они с очень простых вещей. У нас Программа проще некуда. Она написана для алкоголиков. Чтобы мы не думали, не задумывались, как это сделать? Не начинали теоретизировать. Мы получаем тот результат, который описан в обещаниях, а их в этой книге больше 200, обещаний. И вот эти обещания начинают сбываться в очень простом ритме. Нам написано, что надо делать и что мы получим. И в каждом шаге есть обещания. И там написано: сделайте вот это – получите вот это. Сделайте вот это – и получите вот это. Получите свободу от страхов, жалости к себе, корыстолюбие и прочие гадости. Да? Вы получаете свободу. И нам Бог это говорит, а потом эти желания начинают воплощаться в жизнь. И когда их начинаешь замечать, вот тогда получается, что оказывается, действительно, я могу делать все что угодно. Я могу совершенно какие-то фантастические вещи начинать воплощать в своей жизни. И получать результаты. Возможно, не сразу. У нас Бог – это не дед Мороз, который бах: по щелчку и взял – выполнил мои желания. Это не так. Мне нужно сделать что-то по Программе, нужно помочь кому-то, желательно алкоголику, и у меня в жизни начинаются какие-то перемены. И они все больше усиливаются. Но ответ в шагах, Катя. Вот, в них начало самое. Двенадцать шагов. Чем тщательнее я их сделаю, тем мне лучше живется. Кайфовее. И цель появляется в жизни. И смысл появляется в жизни. И жизнь меняется. Совершенно неожиданным образом. Так, Катюш.
Вопрос. Спасибо тебе, Кать, большое за вопрос. Нурлан, спасибо тебе большое за ответ, за опыт. За то, что так щедро делишься с нами своим опытом. Спасибо большое. Ребят, у нас нет вопросов больше? У нас есть еще время на один вопрос. Если у кого-то он есть, поставьте, пожалуйста, 3 единички в чат. Либо напишите свой вопрос в чате, я зачитаю его. Нурлан, спрашивают твой номер телефона. И там парень один спрашивал, берешь ты подопечных. Но ты вроде как ответил.
Ответ. Да, я онлайн не веду. Я пытался, у меня не получается. А телефон я могу написать в чате.
Ведущая. Друзья, у нас появилось 2 вопроса. И тогда очередь мы на вопросы закрываем. У нас от Наташи и Юли. И дальше вопрос не берем, по регламенту не уложимся. Наташа, сейчас я включу тебе микрофон на твой вопрос. Наталья, добро пожаловать.
Вопрос. Наташа, алкоголичка. Поставила 3 единицы, надо было 3 двойки. Ну, ладно. У меня вопрос простой. Как вы делаете Одиннадцатый шаг утренний, дневной? Ну, собственно, вечерний тоже. И в общем, все, что связано с Одиннадцатым шагом. Спасибо.
Ответ. Я понял. Я делал так, как написано в книжке большой. То есть, придерживался максимально текста и таким образом, вот, начинал разговор с Богом. Но, ты знаешь, по мере выздоровления, по мере нахождения в АА, мое отношение к Высшей Силе, мое отношение с взаимодействием с Высшей Силой – оно меняется. Потому что мы же сами меняемся. И начинают добавляться какие-то еще вопросы, какие-то методики. Медитация. Это очень классная вещь, которую необходимо внедрять в свою жизнь. Методик по медитациям масса. Их огромное количество в интернете. Можно спросить у людей, кто занимается этой медитацией. Это великолепнейшая вещь. И вот эти 2 момента: молитва и медитация. И причем как? Утренние и вечерние, которые описаны в БК, они, как сказать, это на постоянной основе. Но у нас в книге написано: если вы находитесь в замешательстве, что именно сделать, каким будет мой следующий шаг, да?.. по работе или, там, неважно, в какой сфере жизни – нужно остановиться на минутку. То есть, вообще ничего не делать. Вообще ничего. Не предпринимать, не отвечать, а обратиться за советом к Высшей Силе, к спонсору либо к доверенному лицу. И только после этого, выяснив, что будет оптимальным в данной ситуации, сделать этот шаг или действие какое-то. Или, возможно, предпринять дальнейшее бездействие. Потому что иногда наше невмешательство в конфликт, невмешательство еще, там, в какую-то глупую дискуссию или еще что-нибудь: они приведут к лучшему результату, чем если я здесь начну доказывать что-то или еще что-то.
То есть это все очень индивидуально. А принцип очень простой: то, что написано в книге. Потому что я считаю так: если не задумываться над тем, как мне это лучше сделать, это потом, попозже. А в начале лучше всего делать именно то и так делать, как написано в большой книге. И вот тогда у меня и результат будет такой же, как у Билла, Боба и последующие за 90 лет, сколько есть, у людей во всем мире. Именно так: кто делает скрупулезно, очень тщательно, именно то, что написано в книге, мы получаем точно такие же результаты, как у них. А они, эти результаты, написаны в обещаниях. Поэтому да, я стараюсь делать и именно Одиннадцатый шаг так, как написано в книге. А вот медитация, она может быть совершенно разной. Могут меняться слова, состояния, методика сама медитации. Можно медитировать на чем угодно: о связи с Высшей Силой, о своем здоровье или о здоровье близких мне людей. Я могу медитировать о деньгах. Я могу просить у Бога все, что угодно. У нас в книжке написано, что мы можем просить у Бога, но только если это принесет пользу и другим людям. Значит, я могу просить о здоровье для себя, потому что это принесет пользу моим близким. Я не буду для них обузой. И мне не нужно будет тратить деньги на операции, на лекарства, на повторное лечение и так далее. Я могу просить о деньгах. Потому что опять же: тогда и моим близким не нужно будет тратить на меня свои деньги. Я могу сам себя обеспечивать либо найти такую работу, которая будет обеспечивать все мои потребности. И таким образом, я могу просить Бога практически о чем угодно, потому что это на самом деле принесет пользу и другим людям.
Я, в конце концов, если у меня будет больше денег, в Семерку могу больше положить. В Седьмую традицию, пополнить ее. И тогда мы начнем печать литературу даже. Недавно мы насобирали сумму, которой хватит на первое издательство. И так далее. То есть, Одиннадцатый шаг, вот, он у меня практически не отличается, начало, во всяком случае, от того, что написано в книге. А потом я могу добавлять свои какие-то вещи в зависимости от того, что в моей жизни происходит. Но как основа, вот то, что придумали и написали Анонимные Алкоголики, оно мне больше всего нравится. Тем более, видишь, я сейчас не нахожусь ни в одной из конфессий. Я тщательно изучал Библию. Я знал очень многие вещи на зубок. Я и сейчас иногда в нее заглядываю, потому что мне интересно. Точно также Коран. Я его изучал, я изучал хадисы, и мне это тоже нравится. Я могу спокойно разговаривать с верующими людьми из любой конфессии. Но я не придерживаюсь. Мне больше нравится то, что написано в Анонимных. В Анонимных мне что нравится: обращения к Богу – очень краткие. Мне не нужно Богу что-то рассказывать, Он и так все это наперед знает. Поэтому мне больше нужно для себя. И поэтому как у Чехова: краткость – сестра таланта. Коротко, ясно, откровенно общаться с Богом и получать ответы. Замереть, найти какое-то помещение. Но мне проще, я один живу. И поэтому мне (всегда один), мне хорошо. Я не включаю телевизор. Я не смотрю его уже несколько лет. Я просто выключаю звук на телефоне и могу просто сидеть в тишине и ждать ответа Бога. А иногда Он почему-то может не ответить мне во время этого уединенного размышления, а в переполненном автобусе или еще, там, где-нибудь в кино или в гостях находишься. Бах! Вдруг голову пронзает мысль: эй, Албасханов, вот так нужно было сделать. Ты иди сделай – получишь такой-то результат.
Это как озарение. Значит, время пришло. Значит, Он решил, что вот сейчас мне надо заняться каким-то делом. Кайфово. Я тут же набираю номер, звоню, говорю: братан, надо сделать вот так, так, так. Слушай, а если мы вот так сделаем, мы получим вот такой результат. И оказывается, это было правильно. И кайфово. Кайфово. Появляется интуиция, в конце концов. Нам ее обещали. Она есть в обещаниях. И она начинает появляться. Там, где ее не ждали. Даже в таком мозге, пораженном деградацией, потому что идет выздоровление и довольно быстро. А вдруг появляются какие-то мысли. И сам себе удивляешься: ниф*га себе, это я придумал? Да не может быть. И я понимаю, откуда эта мысль. И вообще, откуда все мысли в моей голове берутся. Это ж не я сам такой умный. Это я раньше был самый умный на свете. А сейчас я понимаю (ха!), Кто здесь умный, а кто алкаш. У меня все.
Вопрос. Спасибо, Нурлан, тебе за ответ. Наташа, спасибо большое за вопрос такой чудный. И вопрос на сегодня последний на нашу группу от Юли: «Нурлан, как ты научился доверять Высшей Силе?»
Ответ. Раньше у меня были попытки доверять Высшей Силе в конфессиях. Но там меня задолбали этими вопросами: а как твоя молитвенная жизнь; а что ты делаешь? Контроль вот этот и навязывание каких-то своих мыслей. Поэтому, знаешь, по-настоящему доверять Высшей Силе я научился в АА. Во-первых, потому что случилось первое чудо: я не бухаю. Почему-то. После годового запоя я не бухаю. Для меня это загадка и чудо. Потом я уже был тысячу раз свидетелем того, как люди, алкоголики приходят и перестают пить. У них пропадает желание бухать. А потом, знаешь, у меня, несмотря на религиозный опыт в двух конфессиях, я не являюсь атеистом, но теперь я агностик выраженный. И мне нужны доказательства. Я вспоминаю книжку, которую я когда-то давно читал. Она называется «Научное доказательство существования Бога». И вот там люди разных профессий с точки зрения своих профессий, своих увлечений рассказываю о том, что Бог действительно есть и так далее. Но знаешь, читая книжки, увлекательные пускай и правдивые – это одно.
Но когда я начинаю в своей жизни ощущать результаты и видеть чудеса, которые с нами творит Бог, тогда мне через какое-то время уже и доказательства не нужны. То есть теперь я просто уже фиксирую факт очередного чуда. Благодарю за него Бога, восхищаюсь этим фактом и иду дальше. И я знаю, что каждый день происходит такое чудо на земле, о котором я, возможно, не знаю. Но когда оно случается в жизни моей, моих близких и так далее и когда я точно понимаю, что это не моя заслуга. Что это только Бог мог сделать так неожиданно и настолько больше моих ожиданий, что у меня нет сомнений уже, что это не плод наших действий, а это помощь Бога. То есть мне необходимо делать действие. И только тогда Бог будет помогать. Если я просто буду сидеть дома и говорить: Боже, я Тебя благодарю, люблю, все хорошо, я не получу результата. Потому что Бог вместо меня не пойдет на группу. Бог вместо меня не будет спонсором. И вместо меня не будет служить на группе или в Комитете, или в Совете обслуживания. Вместо меня Он не будет этого делать. То есть мне обязательно нужно согласовать свои действия с Богом. Я выполняю маленькую часть действия, но это обязательно. Я выполняю очень маленькую часть по сравнению с тем, что делает Бог для всего Сообщества, для всех людей в мире или в стране, или в городе, или в твоем доме. Это неважно. Но мне необходимо это выполнять. Поэтому когда говорят у нас на группе, я часто слышу: я сегодня трезвый, и это не моя заслуга. Я всегда думаю: нет, моя заслуга тоже в этом есть. Я выполняю взятые на себя обязательства по служениям, по Одиннадцатому шагу, по выполнению Программы. Десятый, Одиннадцатый, Двенадцатый шаг, нам известно, мы делаем на ежедневной основе. А в них входят предыдущие 9. Таким образом, мы делаем всю Программу, выполняем требования Программы: все шаги, инструменты применяем – всю Программу каждый день.
В одной спикерской я читал, человек пишет: наша Программа – Программа нелинейная. То есть не, вот, просто по линии: 1, 2, 3, там, и с утра начал с Первого шага. А он пишет: она циклическая. Я с этим тоже не согласен. Циклическая – это значит по порядку. Это все равно: по кругу, но по порядку. А у нас она получается хаотическая: я сейчас могу делать Первый шаг, а потом тут же Двенадцатый. А потом вернуться в Четверку и сидеть писать, какой я урод оказывается моральный. А потом сделать Пятый шаг – позвонить спонсору, но сразу после этого, перескочив еще парочку, Девятый шаг начать делать. То есть, вот, понимаете. Это нам просто для удобства разделили ее на Двенадцать шагов. Но это одно большое целое – Программа выздоровления анонимного алкоголика.
И вот когда начинаешь все это делать и видишь результаты этих действий, которые я сделал, мне самое главное сделать то, что от меня требуется. И тогда я точно знаю: да, я сделал все, что мог на полную катушку. И тогда я вправе спокойно ждать результат. А результат – это уже не моя заслуга. Вот, результат как раз таки – это заслуга Бога: принесут эти действия результаты какие-то или наоборот или будет еще хуже. И это тоже было задумано Им. Значит, этого не надо было делать. Постепенно приходишь к этому, что огромное значение имеет групповое сознание. Одного моего пораженного болезнью мозга недостаточно. Почему у нас в АА всегда превалирует групповое сознание? Иногда даже оно ошибается. Иногда группа принимает тупейшие решения большинством. Но это бывает редко. В основном групповое сознание, которое выражается в голосовании людей, оно чаще всего, в 90%, наверное, случаев, оно оказывается правильным. А иногда, даже если это ошибочное решение, но потом вся группа понимает: да, в прошлый раз мы ошиблись. Не надо было этого казначеем назначать на служение. Или не того председателя мы выбрали, или еще что-нибудь. И тогда группа просто перерешает. Собирает очередное решение, рабочее собрание и принимает другое решение. Но групповое сознание – это один из способов, один из методов, через которые с нами разговаривает Высшая Сила. Групповое сознание – одного моего маловато бывает. Чаще всего. У меня все. Спасибо.
Время собрания
(суббота) 20:00 - 22:00 Посмотреть моё время